Приговоренные 131-ым Федеральным законом
В 2003 году из под пера российских законотворцев вышел 131 Федеральный закон об организации местного самоуправления. С тех пор этот документ, подобно медленной петле, затягивается на шее Качканара
С высоких трибун мы часто слышим такие выражения как: местное самоуправление, муниципалитет, местная власть. Кто-то всерьез (из простых смертных) задумывался над тем, что же такое местное самоуправление? Понятно, что с власти надо требовать выполнения ее обещаний, благоустройства территории и всеобщего благополучия. Но есть 131 Федеральный закон, в рамках которого существует Качканар и другие города страны.
Начнем с того, что наша страна делится на правительство, субъекты федерации и муниципалитеты. Что такое правительство, понятно. Субъекты федерации — крупные города и причастные к ним области. То есть у них в хозяйстве есть много городов, деревень, поселков и так далее. Но ведь и у нас также. Есть поселки и поселения входящие в состав малых городов, где действует 131 ФЗ.
Разница лишь в финансировании.
131 Федеральный закон
По информации института современного развития, Президент России Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства — «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».
В своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года он отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться.
Мне кажется, что эта фраза и некоторые пункты этого документа противоречат друг другу.
С виду закон, как закон. Один из многих тысяч. Но он стал практической петлей для небольших муниципалитетов. Например, для такого, как наш.
Согласно него, на территории, где действует местное самоуправление, львиная часть денег уходит «наверх», а нам остаются лишь крохи.
Началось все с 2003 года, когда этот закон появился на свет.
В нем четко прописано что такое муниципальная власть, доходы и расходы территории и полномочия. Вернее их отсутствие. Закон, обязующий местную власть ко многому и не дающий практически никаких полномочий. В качестве примера можно взглянуть на таблицу, в которой четко указано, что оставляет этот закон нам «на пропитание», и что государство забирает в казну.
На таблице ясно видно, что до реформы 2004 года, муниципалитету оставалось 7% налога на прибыль от городских предприятий. Это самый весомый налог. Спустя год, нам перестали его оставлять, тем самым, город встал практически на колени. Для примера, 7% от прибыли комбината в те времена был около 550 миллионов рублей. Практически готовый бюджет города.
Противоречие заключается в том, что у нас забрали львиную часть доходов, зато развязали руки и позволили «открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Вот вам полная свобода действий, но деньги мы у вас заберем.
Конечно, такой шаг заставил местное самоуправление задуматься о диверсификации экономики, создании новых экономических прослоек в городе. Но это может позволить себе территория, где основной вид деятельности не так ярко выражен, как у нас. Проблема моногорода и закона о местном самоуправлении еще и в том, что нет готовых экономических ресурсов, которые можно было бы развивать.
Деньги правят миром. Управление страной происходит по этой же простой схеме. У кого деньги — тот и «папа». Тотальность этого контроля заключается в том, что все финансы с России большой денежной рекой стекаются федеральным властям, которые потом принимают решение, как и куда их потратить.
Федерация — область — муниципалитет. Чем ниже уровень, тем жизнь хуже. И дело тут не в качестве инфраструктуры. Дело в финансовом благополучии территории, которая определяется законами.
Представьте себе семью: папа и два сына: старший и младший. Втроем они пошли на покос. Папа отдыхает и пьет пиво. Его задача следить за тем, как работают оба его чада. Сыновья накосили столько, сколько было возможно (потому что папе всегда надо больше). Папа продал сено на рынке. И вот тут ключевой момент. Старшему сыну, почему-то дали денег на мопед, а младшему только на мороженое. А бывает так, что младшему и на мороженое не перепадает. А то и вовсе розги пропишут. Несправедливо? Но родителей не выбирают.
Вот так и у нас в стране. Дети косят, а «папа» собирает и распределяет.
Из Конституции РФ Глава 8. Ст. 130 «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Глава 8. Ст. 132 «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». Глава 8. Ст. 132 «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». |
Феодальные колонии
Территории, на которых существует местное самоуправление, как бы вообще и не принадлежат к государству. Сами чего-то там тихонько копошатся, что-то делают, деньги перечисляют. Жалуются? Бывает. Но ничего, на них есть управа — область. А на область своя управа — федерация.
Что есть у федерации? У федерации есть армия, все силовые структуры и рычаги воздействия на население. На федерацию тоже управа есть — народ. Но, как показывает практика, при проведении некоторых публичных акций, например, марша несогласных, народ частенько разгоняют с помощью нехитрых приспособлений: ОМОН, дубинки, газ.
С начала действия 131 ФЗ, малым, да и большим городам России из которых состоит практически вся страна, деньги перечислялись исходя из правила — каждому по потребностям. То есть деньги из области и федерации перечислялись в минимальном размере, чтобы только свести концы с концами.
Вот есть у нас крупное предприятие, которое 100% налога на прибыль, который является самым крупным, отдает в государеву казну. А есть, например, Кировская область, которая по оценкам некоторых специалистов считается чуть ли не одной из самых бедных регионов нашей страны.
Отсутствие денег в муниципалитете — это скорее не проблема, а цель, которую кто-то все-таки достиг. Мы опять кого-то там навыбирали, а нас за это загнали практически в нищету. Мы как-будто являемся колонией Федерации.
Создается впечатление, что у нас контролируют всё. Деньги, образование, уровень жизни и даже рождаемость. Пока мы работаем и приносим пользу Федерации — мы нужны. Мы живем ради того, чтобы работать.
Получается этакий феодализм? Есть барин, есть помещик, а есть крепостной? Гниет чернь — да и Бог с ним, лишь бы барину вольготно жилось?
Создается впечатление, что перед другими странами Россия хочет показаться лощеной, мощной державой. И совсем не хочет показывать свои полуразрушенные муниципалитеты, ветхие школы, поселковые детские сады. Не хочет, потому что боится признать свою ошибку? Ведь тогда придется за нее кому-то ответить.
Дмитрий Травкин
Ссылки по теме:
— Как спасти моногорода? И надо ли?
— Комплексное развитие города способно вывести Качканар из-под экономического влияния комбината
— Глава Качканара предложил ввести налоговый мораторий для вновь создающихся предприятий в моногородах
— Задавшись целью лишить Качканар статуса «моногород», власти намерены поддерживать и развивать предприятия малого и среднего бизнеса
— Немилость к Качканару или на пороге моноголода
— Председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров о диверсификации экономики в Качканаре
— Расселение малых городов – как крайняя мера
Всё правильно, зато московка жирует и считает что всех содержит.
Не понял конец статьи, какой-то не связанный набор абзацев…
За уши притянуто. При чем тут 131 ФЗ? А как же трансферы, субсидии-субвенции? Дмитрий, изучите тему межбюджетных отношений внимательней и откорректируйте статью.