Психбольной рецидивист зарезал 16-летнюю школьницу: подробности происшествия
39-летний Вячеслав Замятин полгода назад вернулся из психушки, где находился шесть лет за совершение подобного преступления. После «выписки» он ежемесячно посещал психиатра, пил прописанные таблетки. А в свободное время знакомился с малолетними девочками, которые использовали его как спонсора. Свою очередную подругу он убил в прошлую субботу — перерезал ей горло.
В Качканаре официально числится около 300 психбольных, которые ходят по улицам без присмотра, а их ежедневное состояние никто не контролирует — ни полицейские, ни врачи. Психиатры считают психов такими же гражданами, как и всех остальных
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Марина Лазарева |
В кабинете следственного комитета (ведомство занимается расследованием произошедшего) стоит угнетающая атмосфера. Следователь перебирает материалы дела, раздумывая, с чего начать рассказ — деталей столько, что каждая из них может оказаться ключевой. Сегодня утром он присутствовал в морге на вскрытии тела 16-летней Марины, потом — допрашивал 39-летнего Вячеслава.
— На первый взгляд, произошла обычная бытовуха, — говорит руководитель следственного комитета Сергей Данилин. — Они были в гостях, поссорились, он взял нож и перерезал ей горло.
Но, по его словам, чем больше подробностей — тем более четкая и одновременно жуткая из-за своей банальности вырисовывается картина.
Больше десяти ножевых ранений в горло
Они познакомились несколько месяцев назад. Сначала просто общались, гуляли вместе, потом Марина сообщила своим родителям, что хочет попробовать пожить отдельно со своим другом. Сколько другу лет и кто он такой, девушка не уточнила. Родители, поверив дочери, дали добро на самостоятельную жизнь.
Обман раскрылся спустя несколько недель — мать и отчим случайно увидели ее со взрослым Вячеславом, который даже отдаленно не был похож на «19-летнего друга».
— Когда я узнал, что он почти одного со мной возраста, то сразу сказал ему: «Ты что делаешь-то? Расходитесь или я тебе башку снесу». Никакого скандала не было, он сразу понял нашу позицию, поэтому разошлись они спокойно, — вспоминает отчим Виктор. Марину он воспитывал с двух лет и, как сам признается, считал ее за свою дочь.
В эту субботу, по его словам, она пошла к бывшему сожителю за своими вещами.
— И чего ей вздумалось помочь ему ремонт поделать? — тихо вопрошает родитель.
Как выяснили следователи, Марина действительно решила помочь Вячеславу с ремонтом. Для этого они вместе пошли в магазин стройматериалов. По пути девушка предложила зайти к своей подруге, которая живет поблизости. Вячеслав согласился.
Вячеслав Замятин уже признал свою вину. Следователи, проводившие допрос убийцы, говорят, что он даже не раскаивается. /фото с ориентировки |
В гостях они провели около часа. Помимо подруги дома была также ее пьяная мать, вместе с ними Марина немного выпила. Позже в ходе допроса Вячеслав рассказал, что неоднократно предлагал ей уйти — время близилось к вечеру, и они могли не успеть в магазин. Марина покидать гостеприимную компанию не хотела и предлагала посидеть еще немного. Получив очередной отказ на свою просьбу, мужчина предложил ей поговорить с глазу на глаз в туалете.
Разговор получился недолгим — Вячеслав решил проучить бывшую подругу, достал нож и засадил со всей силы ей в горло. При вскрытии врачи насчитали более десяти ножевых ранений в области шеи, а также горизонтальный разрез «от уха до уха».
Полицию вызвала владелица квартиры. Женщина, услышав крик, заглянула в туалет, где увидела спину Вячеслава — он склонился над поникшей Мариной. Сначала она подумала, что он бьет ее и крикнула своей дочери, чтобы та позвонила в 02. Мужчина, услышав эти слова, быстро сориентировался и выскочил на улицу. Приехавшие вместе с полицейскими медики зафиксировали смерть девушки, которая мгновенно скончалась от полученных травм.
В этот же день ориентировки на убийцу были разосланы по всему городу — от правоохранительных ведомств до магазинов, где имеются охранники или тревожные кнопки. Параллельно полицейские устроили засаду в квартире в 4а микрорайоне, где тот жил, и в поселке Именновский, где живет его мать.
В итоге его поймали на следующий день в одной из «типушек» 4а микрорайона — Вячеслав пришел в гости к знакомым мужикам, оплатил им выпивку, и пока те пьянствовали, тихо отсиживался. Сам он не пил — родственники и следователи подчеркивают, что это его характерная черта, так как алкоголь запрещен ему по медицинским показаниям.
Убийство произошло в одной из квартир дома по адресу 4-41. Спустя несколько дней после произошедшего, около двери можно увидеть разводы крови. /фото автора |
Марина — не первая жертва
В полиции сразу же пробили личность 39-летнего Вячеслава Замятина по базе данных. Выяснилось, что это убийство — уже не первое на его счету. В 2005 году он аналогичным образом убил свою сожительницу Наталью Серебренникову. Повод, как характеризуют правоохранители, тоже был бытовым.
По воспоминанию близких убийцы, Вячеслав взялся за нож из-за того, что его возлюбленная пришла домой в подпитии и на вопрос: «Где ты задержалась?», ответила, что была у соседа. Этот ответ стал для женщины роковым. У нее, как отмечают правоохранители, осталась маленькая дочь.
После первого убийства Вячеслава направили на судебно-медицинскую экспертизу, которая признала его невменяемым. Вместо тюрьмы его направили в психиатрическую лечебницу, где он провел последующие шесть лет. В апреле этого года его выпустили на свободу, посчитав, что он встал на правильный путь и способен на реабилитацию в обществе.
— Есть определенный срок лечения, который устанавливают сами врачи. Когда человек отличился, суд выходит с ходатайством — продлить принудительное лечение или освободить его. Исход бывает разным. Я видел таких, которые месяца два проводят в больнице и их выпускают. В данном случае, медики посчитали, что шесть лет нахождения в психиатрической клинике Вячеславу достаточно, — говорит руководитель следственного отдела Сергей Данилин.
После освобождения Вячеслав Замятин числился на учете у психиатра, ежемесячно вместе с матерью посещал врача и принимал таблетки, поддерживая тем самым свой душевный тонус. Он жил в обычной квартире с обычными соседями, ходил по улицам без присмотра, его ежедневное состояние никто не контролировал — ни врачи, ни полицейские.
По идее, отмечают правоохранители, в вышеописанной ситуации — когда психически нездоровый человек живет в обычном обществе — нет ничего необычного. Согласно законодательству, принудительное лечение в нашей стране возможно, если только человек совершил преступление. Если он реабилитировался (прошел курс лечения) или еще никого не убил, то свободу его передвижения никто не вправе ограничивать.
Вместо тюрьмы — психбольница
Случаи, когда преступления совершают психически больные люди, рассказывают в следственном комитете Качканара, происходят ежегодно.
— Это нельзя назвать редкостью. Каждый год по 2-3 человека стабильно признаются невменяемыми, — говорит руководитель подразделения Сергей Данилин. На его памяти — десятки случаев.
Еще в начале двухтысячных, вспоминает он, в Качканаре произошло громкое событие — пенсионерка забила молотком своего спящего сына, который злоупотреблял алкоголем и постоянно третировал свою мать денежными просьбами. Тогда пожилую женщину признали ограничено вменяемой — на этот диагноз повлияло то, что сын сам довел ее, и то, что у нее были старческие проблемы. В итоге, ее не поместили ни в тюрьму, ни в лечебницу. Бабушка лечилась амбулаторно — жила в своей квартире и только в определенные дни посещала врача.
Недавно качканарские следователи расследовали в соседнем Верхотурье незаконное проникновение в жилье. Психически нездоровый мужчина через форточку залез в чужую квартиру. Ошарашенному хозяину он пояснил, что захотел в туалет.
Один из последних случаев в нашем городе — мужчина, чье психическое нездоровье также было подтверждено обследованием, разбил в новогоднюю ночь пластиковые окна в мэрии, банке и магазине, а при задержании ударил полицейского.
Правоохранители уже сейчас могут спрогнозировать будущее Вячеслава Замятина, на счету которого — шесть лет лечения в психушке и убийство двух девушек. Скорее всего, его опять признают невменяемым и отправят на лечение в психбольницу. Там он пробудет 4-5 лет (в зависимости от того, как решат врачи и каким будет его поведение), а потом вновь вернется в Качканар.
Проблемы с головой — после драки в армии
Людмила — мама Вячеслава Замятина — не может сдержать слез. Ей жалко и сына, которому не удалось сдержать себя, и погибшую девочку. Женщина работает сторожем на кладбище уже больше пятнадцати лет. В четырех минутах ходьбы от рабочей сторожки находится могила первой жертвы ее сына — Натальи.
На памятнике — овал с черно-белой фотографией. Женщина с длинными кудрявыми волосами смотрит серьезно. Под снимком надпись: «Серебренникова Наталья Александровна. Годы жизни: 19.11.1977 — 19.05.2005». Ей было 28 лет, когда ее убил Вячеслав Замятин.
— Я стараюсь ухаживать за могилой, прибираю ее. Хорошей девушкой Наташа была, нравилась мне, и зачем она только сказала ему про соседа, зачем ревновать его заставила…, — Людмила, не желая показывать выступившие слезы, отворачивается в сторону.
Людмила — мама Вячеслава Замятина — ухаживает за первой могилой его жертвы и очень переживает, что так все получилось. /фото автора |
Пожилая женщина вспоминает, что всё началось с армии. 18-летний Вячеслав служил в Норильске, во время службы произошла странная история, о которой он предпочитал не распространяться.
— Знаю, что была драка, он попал в больницу с черепно-мозговой травмой, долго лечился в госпитале, после чего ему дали вторую группу инвалидности, — волнуясь и теребя руки, рассказывает Людмила.
Она уверена: если бы не случай в армии, то на счету ее сына никогда бы не было двух загубленных жизней.
— Понимаете, любая мать всегда будет искать причины, будет пытаться понять поступок своего ребенка, чтобы он не совершил, — глядя в стол, тихо говорит женщина.
После армейской травмы Вячеслав наблюдался у психиатра, но родственники не замечали никаких внешних признаков нездоровья. Он не пил, никогда не матерился, не повышал голос на близких, не кричал и не перечил — по-крайней мере, таким его помнит мама. Следователи также говорят, что с виду в мужчине нельзя заподозрить психа.
Людмила говорит, что хорошо помнит Марину Лазареву. Когда Вячеслав только познакомился с ней, они все вместе начали делать ремонт. Девушка тогда, по воспоминаниям матери, на вопрос о возрасте сказала, что ей есть восемнадцать лет.
Сейчас Людмила корит не только армию и своего сына, но и её:
— Девушки использовали его как спонсора, он получал хорошую пенсию по инвалидности. Марине, например, покупал вещи, мобильный телефон. Знаю, что потом они расстались. Ему не нравились постоянные пьянки-гулянки. Еще он рассказывал, что Марина несколько раз приводила к нему домой парня, говорила, что это ее двоюродный брат, а потом выяснилось, что это — ее друг. Что у них там в субботу произошло — не знаю. Я в пятницу вечером с ним разговаривала, он говорил, что делает ремонт, что все хорошо. А уже в субботу мне позвонила его соседка и сказала, что его полиция искала… Ну неужели нельзя было сдержать себя, развернуться и уйти, да на крайний случай пощечину ей дать. Господи, зачем он это сделал…
Людмила, рассуждая о причинах, также затрагивает вопрос воспитания. Но здесь она не может найти ничего логического: помимо Вячеслава у нее есть еще дочь, разница в возрасте у них — четыре года. Дочь сейчас живет в Екатеринбурге, имеет собственную квартиру, трудится в налоговой инспекции, внучка — студентка ВУЗа.
— В одной семье росли, одинаково воспитывались. Это всё армия, с неё все началось…
Наталья Серебренникова погибла от рук Вячеслава Замятина шесть лет назад. У женщины осталась дочь. /фото автора |
«Люди, как правило, знакомятся из своего круга»
Правоохранители характеризуют погибшую девочку, как неблагополучную — в свои 16 лет Марина успела пожить со взрослым мужчиной, состояла на учете в отделе полиции по делам несовершеннолетних.
— Люди, как правило, знакомятся с кем-то из своего круга. Видимо, девочка общалась с такими друзьями, — рассуждает руководитель следственного комитета Сергей Данилин.
Семья, в гостях у которой Марина находилась в тот вечер, также характеризуется не с положительной стороны.
— Когда мать ее подруги привезли в полицию для дачи показаний, она была настолько неадекватная, что ей сначала пришлось очухиваться несколько часов, — говорит следователь Евгений Захаров.
Евгений Владимирович допрашивал в том числе и убийцу — Вячеслава Замятина. Мужчина, по его словам, ведет себя адекватно, если в разговоре встаешь на его сторону. Но при малейшей попытке давления и несогласия начинает злиться, как ребенок. Он не раскаивается и не сожалеет о своем поступке и даже пытается аргументировать произошедшее.
«Больно думать, что такие уроды ходят среди нас»
В семье Марины Лазаревой корят себя за произошедшее, родители винят себя в недостаточном воспитании. Однако все рассуждения родственников на этот счет разбиваются, когда они приходят к мысли, что на месте их девочки мог оказаться каждый. Кто знает, как бы Вячеслав отреагировал, если бы ему на улице нагрубил случайный прохожий.
Родственники помнят Марину только с хорошей стороны, признавая, что ей всегда хотелось быть самостоятельной. Девушка, по рассказу отчима, была очень хозяйственной.
Погибшая Марина Лазарева (в центре) любила самостоятельность и веселые компании. /фото с сайта Вконтакте.ру |
— Удивительно, но ее любимым занятием было прибираться по дому. Пыль везде протрет, все вещи по местам расставит. Бывает, захочется ей — она возьмет тряпку и вымоет пол на лестничной клетке. Соседи даже говорили, что мы — первая семья, живущая здесь, которая по собственной воле это делает, — говорит мужчина.
В их семье подрастают еще два ребенка, сводные братья Марины. Мальчикам еще не сообщили, что сестра больше никогда не придет домой, однако, тихо замечает Виктор, дети и без слов понимают подавленное состояние своих родителей.
Все беды, которые приключались с девушкой, по мнению отчима, действительно были из-за плохого окружения. В частности, говорит мужчина, он всегда отрицательно относился к той подруге, дома у которой была убита Марина.
— Сколько раз мы советовали ей не общаться с ней…
Родственники говорят, что предположить подобное развитие событий было невозможно — Вячеслав вел себя адекватно, на просьбу расстаться с Мариной отреагировал спокойно и даже согласился с позицией родителей. Да и повод, послуживший причиной убийства, не выдерживает никакой критики.
— Как будто игрушку у него забрали… Самое обидное, что ему за это ничего не будет. Он просто отсидит опять в психушке несколько лет и выйдет обратно. Больно думать, что такие уроды ходят рядом с нами. Ведь на месте Марины мог быть любой человек. Кошмар…, — рассуждает Виктор.
В городе — около 300 психически больных
Такую цифру называет психиатр городской больницы Елена Бойко. Чаще всего встречаются диагнозы — умственная отсталость, шизофрения, эпилепсия, невротические расстройства.
— Как я могу ответить — опасны эти люди или нет? Вот если человек не состоит на учете у психиатра, он опасен? Ведь он может совершить такое же правонарушение. Также и среди людей с психическими расстройствами — они такие же граждане, как и все остальные, — говорит Елена Владимировна о своих пациентах.
Правда, уточняет врач, у этих больных есть предпосылки к развитию того или иного состояния — тревожности, депрессии, агрессивности.
Главное условие для поддержания душевного баланса, по словам специалиста, это систематическое наблюдение у врача и прием тех препаратов, которые прописал доктор. Но некоторые пациенты, говорит психиатр, пренебрегают данным условием:
— Такие есть и их много. Может быть, они недооценивают свое состояние. А так как у нас лечение сейчас добровольное, то принудительно их заставить мы не можем. Захочет человек прийти к врачу — придет, не захочет — его право, — резюмировала Елена Бойко.
Похороны Марины Лазаревой состоялись в среду. Её убийца Вячеслав Замятин сейчас находится под арестом в местном изоляторе временного содержания. Через несколько дней его отправят в СИЗО Нижнего Тагила. Следственный комитет готовит документы для передачи дела в суд, который решит дальнейшую судьбу убийцы.
Елена Ходырева
Ссылки по теме:
— ЧП в Качканаре: убита несовершеннолетняя девушка
— В Качканаре психбольные предоставлены сами себе
— В посёлке Ис 15-летнюю девушку зарезал сожитель
— Отклик на публикацию «Психбольной убил школьницу»
Во всем виноваты родители, именно из-за их равнодушия к ребенку случилась такая трагедия. Девочка неплохая, могла бы закончить школу на «4» и «5», будь за ней контроль. Ни в коем случае нельзя давать излишнюю свободу детям, заниматься попустительством. Хорошо, если попадется хороший человек, который наставит на путь истинный, а если вот такой… Берегите своих детей, любите их!
мать убийцы была обязана рассказать девушке о том, где и за что находился ее сын последние несколько лет.
он получал хорошую пенсию по инвалидности
Взрослого мужика, Убийцу-псих инвалида государство содержит. Пособие матери на ребенка до 3-х лет «отваливает» аж 50 рублей.
Полностью согласен с Ольгой — вина 100% на родителях:
Родители видимо забыли. что их ребенку всего 16 лет…
Также родители позволяли своему несовершеннолетнему ребенку употреблять спиртное, что видно из фото. Если бы не позволяли, то фото бы в соцсети выставлено не было на всеобщее оборзение.
Тоже согласна…….. воспитания не хватает!!!!!!!!!!!