![]() |
Чиновники признались: они ожидали, что на собрание придет «максимум 30 человек». Неравнодушных оказалось больше — свободных мест в актовом зале не было. /фото автора |
На кону судьба шести садов (1-4, 13, 14). Владельцы участков выступают против инициативы и за сохранность своих земель
Корнем проблемы стал генеральный план развития города до 2035 года, который придумали сотрудники администрации. Помимо центровых изменений — строительство горнолыжного курорта, развитие инфраструктуры — документ разрешает на территории шести кооперативов жилищную застройку. Изменения коснутся владельцев более 1000 участков.
Если сейчас там можно строить только дачи, то после принятия генплана можно будет возводить и многоэтажные жилые дома. Таким образом, на одном участке может располагаться огород и хлипкий садовый домик, на другом — трехэтажный шлакоблочный дом для нескольких семей.
Сначала против изменений выступили некоторые депутаты. Затем к дискуссии подключились председатели кооперативов и садоводы. Главное их опасение — в отсутствии гарантий. Они переживают, что в будущем, когда ситуация в стране изменится (примут новые законы или к власти придет новый мэр), это нововведение может негативно отразиться на их жизни. Например, сады могут попасть под снос, а некоторыми участками решат пожертвовать для прокладки дороги или газопровода.
Расставить все точки над i попытались на общем собрании, которое состоялось на прошлой неделе в актовом зале мэрии. Сергей Набоких планировал лично объяснить садоводам, в чем суть грядущих изменений. Но конструктивный разговор не заладился с самого начала. Представители администрации плохо подготовились к встрече — микрофоны не работали, а тихий голос пока действующего мэра не был слышен даже в первых рядах. Многим не хватило мест — Сергея Набоких приходилось слушать стоя или сидя на ступеньках подиума. Позже чиновники признались: они ждали, что на собрание придет 30-40 человек, поэтому к реальной явке оказались не готовы.
После того, как технические неполадки были устранены, мэр объяснил суть своей идеи:
— У садового участка можно будет изменить целевое назначение. Например, построить на нем жилой дом. Разница заключается только в этом.
Все опасения, что участки начнут отбирать или насильно застраивать, глава назвал «мифами»:
— Ваши сады — это частная собственность. Только вы вправе решать, как с нею поступать. Есть областной и федеральный закон, который это регламентирует.
— Хорошо, поменяем мы статус садов, — возразил ему один из присутствующих. — Но у нас законы — что дышло: куда загнул — туда и вышло. Через 10-15 лет кому-нибудь понадобится земля, он добавит к вашему генплану что-нибудь еще, и мы лишимся наших огородов. Предлагаю оставить все, как есть. Пусть наши сады останутся садами. Мы только за счет их и выживаем.
После этих слов люди одобрительно загудели.
Далее садоводы поинтересовались, как будут решаться вопросы с инфраструктурой: если вместо грядок возводить дома для круглогодичного проживания, то необходима нормальная дорога, водоснабжение, газификация. Сергей Набоких не стал вдаваться в конкретику, пояснив, что «подведение коммуникаций — это отдельный вопрос».
— Мы сейчас обсуждаем генеральный план, который только предусматривает такую перспективу. Если оставим земли для садоводства и огородничества, то никто не будет заниматься этим…
Ребром встал налоговый вопрос. Коэффициент для жилья (если генплан примут) будет 0,3, для садов и огородов — 1,5. Но садоводы Качканара сейчас пользуются льготой, принятой на местном уровне, поэтому коэффициент составляет не полтора, а всего 0,16. Таким образом, если генеральный план будет утвержден в нынешнем формате, то налоговая нагрузка на владельцев участков вырастет почти в два раза. Повышение не коснется только пенсионеров — по закону они освобождены от данного налога на имущества и землю.
После часовой дискуссии было объявлено голосование. По рядам прошли сотрудницы администрации с подписными листами. Каждый садовод написал свои ФИО, координаты и указал, согласен ли он на изменения или нет. Как позже сообщил замглавы по ЖКХ Владимир Зюзь, голоса распределились поровну — 50% человек оказались «за», столько же, голос в голос, выступили «против».
До этого Сергей Набоких говорил КЧ, что если большинство садоводов не поддержат жилищную застройку на территории своих кооперативов, то он готов пойти на попятную. Сейчас, учитывая равное распределение голосов, итоговое решение будет за депутатами и администрацией.
— — мнение — —
Василий Писаревич, главный специалист думы:
«Выкуп участков для государственных или муниципальных нужд»
Лично мне непонятен смысл перевода территории садов в индивидуальную жилищную застройку. Если рассматривать вопрос с точки зрения существующего законодательства, то садово-дачные поселки, в соответствии с градостроительным кодексом, и так относятся к жилой зоне. Думаете, администрация сейчас не имеет права обеспечивать сады инфраструктурой? Имеет. Что касается прописки, то при наличии строения, которое удовлетворяет требованиям законодательства, это также возможно сегодня. Правда, через судебную процедуру.
Мы можем только фантазировать, строить какие-то планы, зачем необходимо принимать это нововведение. Неизвестно, какие шаги будут предприняты в будущем, какие проекты или планы есть у сотрудников мэрии.
Градостроительный кодекс говорит: если генплан будет принят с 1 апреля этого года, то уже через полгода должна быть представлена программа развития социальной инфраструктуры (к октябрю). Если генплан примут до 1 апреля, то такая программа должна быть принята не позднее 1 января 2014 года. Но, допустим, такая программа будет. Но когда её реализуют? Развитие жилищной застройки на территории кооперативов — не первоочередная задача в генплане, да и это достаточно затратно по финансам.
Рискуют ли чем-либо садоводы? Сложно сказать. Давайте порассуждаем. Развитие инфраструктуры, в том числе, предполагает обустройство дорог. Строить их надо будет по СНиПам и правилам, которые предъявляются к жилой зоне (теперь вспомните узкие садовые улицы). Если вдруг окажется, что какие-то проезды не удовлетворяют по расстояниям данному СНиПу, нужно будет как-то решать эту проблему. Как именно — трудно сказать на данном этапе. Но необходимо помнить, что в том же градостроительном кодексе предусмотрена такая процедура как выкуп участков для государственных или муниципальных нужд.
Не знаю, будет ли это реализовано в наших реалиях, но такой закон существует. Насколько этот фактор риска реален — не мне судить. Не скажу, что вероятность отсутствует, она есть. Но кто знает, как именно всё это будет реализовано? К примеру, кто знал, что метеорит пролетит над Уралом? Какова была вероятность? Что будет лет через 20 — тем более неизвестно.
Елена Ходырева
Жилищная застройка или привычные огороды? Готовы ли довериться мэрии во главе с Сергеем Набоких, принять генплан и ждать вливания денег в кооперативы? Или лучше оставить всё, как есть?