![]() |
На этапе написания ликов художнице приходится обязательно поститься и исповедоваться. /фото автора |
Из под кисточки Гульнары Волынкиной вышло несколько православных ликов. Она работает по той же технологии, что и знаменитый иконописец Андрей Рублев, творивший в 15 веке
«Написание»
В роли иконописной выступает одна из комнат в обычной квартире. В центре у стены — длинный стол, на котором расставлены баночки с разноцветными порошками, жидкостями, лаками. Рядом — полки с книгами и работами мастера, среди которых есть как готовые, так и незаконченные.
Реставрацией и написанием икон художница занимается около года, до этого она четыре месяца жила в Среднеуральском женском монастыре — изучала иконопись. Затем получила благословение духовного отца и написала свою первую икону — Симеона Верхотурского, который считается небесным покровителем уральской земли. Заказ на изготовление этого лика ей поступил от православного батюшки из другой области.
Создание икон, рассказывает 45-летняя Гульнара, отличается от обычного творчества. Здесь, по ее словам, необходимо следовать строгим канонам:
— Жалко, что многие иконописцы идут на поводу у народа и пытаются написать более живописный образ. Раньше этого очень боялись, старались писать аскетично, чтобы человек не развлекался. Когда перед образом молишься, ты не должен стоять и наслаждаться живописью. Это не портрет, это святой в потустороннем мире, здесь он не живой человек.
Реставрация
Реставрируя иконы, она создает своеобразный паспорт — фотографирует каждый этап работы. Главный принцип — не навредить и не потерять ни одну крупинку той истории, которую хранит икона.
— Вещь же намоленая, — объясняет реставратор. — Если иконе сто лет, то ей молилось не одно поколение. Когда мне приносят святой лик, я специально готовлюсь к тому, чтобы принять его. Например, прибираюсь дома, как будто ко мне должен прийти важный гость. Потом начинается рабочий процесс: сначала укрепляешь, чтобы ничего не потерялось, затем потихоньку ее раскрываешь, снимаешь грязь, старую олифу, уничтожаешь жучков и грибки. Можно сказать, реанимируешь изображение. Или, может, оно меня реанимирует, потому что от любой старой иконы исходить благодать, — говорит Гульнара.
«Технологии Андрея Рублева»
Обычно, по ее словам, за основу для написания иконы берут доску из кипариса, но в уральских краях вместо тропического дерева используют сосну, кедр, чаще — липу. На нее наклеивают натуральную льняную ткань, на которую наносят 14 слоев специальной смеси — левкас (варится из олифы и меда). Первые наброски художница делает карандашом, после — прорезает получившийся силуэт иглой.
Технология написания икон, объясняет она, очень древняя, используются только натуральные минеральные краски — камни, стертые в порошок.
— Вот, например, гематит, — рассказывает Гульнара, показывая баночку с темно-серым порошком. — Это измельченный минерал. Его нужно растереть с яичной эмульсией, в результате чего получится краска. Есть даже полудрагоценные камни — например, малахит, который дает зеленый цвет. Технологии не изменились. Как Андрей Рублев писал, так и мы пишем. Но это если иконописец честный.
Процесс написания одной иконы, рассказывает художница, очень долгий — каждому слою необходимо давать время для высыхания. Полное просыхание олифы занимает примерно 30 дней.
— Получается, месяц работаешь, еще месяц ждешь, пока высохнет. А есть-то хочется. Некоторые, желая быстро заработать, пользуются современными акриловыми красками. Но мы стараемся сохранять традиции.
Против химии
От химических красок натуральные отличаются не только долговечностью, но и нежными оттенками, объясняет жительница Качканара. Иногда, чтобы добиться яркого, насыщенного тона, ей приходится накладывать около 20 слоев краски.
При написании икон она также использует сусальное золото — очень тонкие, почти невесомые листы. Но их не отправляют по почте, поэтому художнице приходится постоянно просить знакомых привезти его в Качканар.
Поверхность для золота следует тщательно подготовить, в том числе — природной смолой, которую в России не производят. Этот ингредиент для своих икон Гульнара заказывает в других странах. Нынешний, к примеру, изготовили во Флоренции.
— Это жидкость, которую выделяют древесные жучки. Затем она застывает, ее собирают, а после растворяют в спирту и наносят на полотно, — объясняет она.
Благодаря технологии, икона сохраняет свой первозданный вид на протяжении веков.
— Однажды ко мне попала старинная икона. Закопченная, поеденная грибком и плесенью. К ней, видимо, относились не очень аккуратно: часть снизу была отпилена, многие фрагменты утрачены. Но как только я сняла слой олифы, которая наносится на изображение и забирает на себя все негативные окружающие факторы, то краски оказались очень яркими, хотя иконе около ста лет.
Она, как иконописец, использует также только натуральную олифу. Это льняное масло, которое прошло термическую обработку в определенных условиях в течение нескольких лет.
Уже написанная икона покрывается толстым слоем олифы и оставляется на 7-10 часов. Затем работа, как слоеный пирог, пропитывается, слой за слоем, до самой доски. Покрытие дает прочную пленку, которую очень сложно снять даже растворителем.
Сейчас Гульнара Волынкина мечтает о собственной мастерской, но говорит, что для этого ей необходимы оборудование, материалы и больше опыта. В будущем она хочет обучать иконописи других людей, считает, что это очень хорошее дело:
— Это захватывает! Процесс не монотонный и не скучный. Сначала видишь просто камень. Потом он вдруг становится порошком, затем краской. Не перестаешь восхищаться этим чудом. Также вдохновляет то, что люди испокон веков занимались этим. Знаю: сто лет назад иконописец точно также, по такой же технологии, создавал иконы. Это возвышает и подбадривает.
Анна Сакович