- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Качканарцы выступают против вырубки зеленых зон под коттеджи и магазины (видео)

Жители, недовольные действиями властей, принесли с собой на собрание экземпляр КЧ со статьей о вырубке березовой рощи в Кулацком поселке под два коттеджа. /фото Надежды Лесниковой

В Качканаре зреет народный бунт — люди массово выступают против вырубки зеленых зон под частные коттеджи и магазины. Заседание депутатов чуть не превратилось в референдум — защищать лес пришли более ста человек. Думцы согласны, что мэрия разбазаривает лесные участки, но справиться с административным ресурсом своих коллег по коридору им пока не удается.

В адрес думы поступило уже два обращения — от бизнесменов и обычных жителей, сейчас депутаты готовят обращение в прокуратуру. Мэра просят хотя бы на время прокурорской проверки остановить строительство на спорных участках

«По документам леса нет»

Люди атаковали здание мэрии в среду, 3 апреля. На рядовое заседание думской комиссии пришло более сотни человек. Для этого депутатскую встречу пришлось из небольшого кабинета перенести в актовый зал «белого дома». Главной темой дискуссии стала вырубка зеленых зон — вековых кедров, сосен и елей ниже троллейбусного кольца (рядом с домом Свердлова-30) для торгового центра, березовой рощи в Кулацком поселке под два частных коттеджа и лесных насаждений в 7 микрорайоне для будущего индивидуального строительства.

— Лес нужно не вырубать, а защищать. Это обязанность местной власти. Мэр должен быть радивым хозяином и бороться за сохранность деревьев, — объясняли свою позицию пришедшие.

Спикер думы Геннадий Русских проговорил, что выделение спорных участков под застройку не может быть законным:

— Федеральный суд установил, что лес в черте города несет защитную функцию для населения. Строить там нельзя, только обновлять и развивать. Но проблема в том, что в Качканаре статус городскому лесу до сих пор не присвоен, хотя прокуратура уже полтора года понуждает администрацию решить этот вопрос. Как мы видим, ничего не происходит.

По его словам, два года назад в Лесной кодекс была внесена поправка — границы городских лесов должна определить администрация. Срок — до 1 июня этого года. В нашем городе это до сих пор не сделано.

— Мы будем исполнять, — прокомментировал на собрании мэр. — Но маловероятно, что успеем — осталось всего два месяца. Эта работа очень объемная и дорогая, на нее потребуется еще год.

«Кулацкий поселок»

Главный архитектор города Вера Перепечина, взяв на собрании слово, подчеркнула:

— Не надо думать, что там, где растут деревья, и есть зеленая зона.

Зеленые зоны, по ее словам, определяются генпланом (главный документ развития города). Те участки с лесом, которые не внесены в документ — по забывчивости или преднамеренно, не попадают под эту формулировку. Получается, там можно строить, что угодно. К примеру, березовая роща в Кулацком вообще по документам отсутствует — ее территория считается продолжением улицы, а лес ниже троллейбусного кольца еще в семидесятых годах был отдан под возведение общественного центра (но при условии, что население города будет более ста тысяч человек).

— Улицы в Кулацком поселке изначально были сформированы непрерывными. До сих пор участки на этом отрезке выделены не были, и эту площадь можно было считать пустующей. Земля там административно-хозяйственная, строительство разрешено, — аргументировали представили мэрии.

Председатель КУМИ (комитет по управлению муниципальным имуществом) Ольга Адамчук пояснила: ранее березовую рощу в 3 микрорайоне не отдавали под застройку, потому что под ней проходят коммунальные сети. Но «сейчас в городе появилось много желающих строиться, поступило обращение о выделении этих участков». В итоге, обьяснила чиновница, пришлось проработать отдельный коридор для коммуникаций и сформировать участки. В результате формы частных владений пришлось сделать нестандартными — ромб и трапеция. Один участок вышел на тысячу «квадратов», второй — на 930. Больше на этой территории не будут выделять участки под строительство.

— Желающих на эти участки было много — на конкурс заявилось 30 человек, но выиграли только двое (среди них — депутат городской думы Андрей Черняев — прим.авт.), остальные остались неудовлетворенными, — прокомментировала Ольга Адамчук.

Всего, по ее словам, в очереди на бесплатный участок под строительство жилья стоят 250 качканарцев (данные на начало года). Им выделяют земли в поселках «Форманта» (за радиозаводом), где нет никакой инфраструктуры — ни дорог, ни электричества, ни водоснабжения.

На собрании присутствующие обвинили мэра в предвзятости:

— Земли отдают не тем, кому негде жить, а тем, кто строит себе коттеджи.

Сергей Набоких парировал:

— Единолично принять решение, где строить и что вырубать, я не могу. Сначала подается заявление от предполагаемых застройщиков, этот вопрос рассматривает комиссия, потом объявляются общественные торги, вся информация находится в открытом доступе. За все наши действия мы несем ответственность — прокуратура сидит этажом выше и часто к нам спускается. Суд отменит любое незаконное решение, принятое против закона. С чего вы, вообще, взяли, что у меня есть право что-то вырубить? Я не дровосек.

«Лес у Свердлова-30»

Здесь ситуация аналогична, говорит спикер Геннадий Русских. По закону эту территория, на которой растут вековые кедры и крепкие березы, даже не считается городским лесом. Как ранее писал КЧ, строительство здесь было запланировано еще в семидесятых годах, только не торгового центра, а общественного.

Сейчас у защитников леса появился новый аргумент — поблизости располагается фильтровальная станция, на которой хранятся большие запасы хлора. Это своеобразная «бомба замедленного действия». Если произойдет утечка, то зона поражения может составить несколько сотен метров. Лес, уверены жители Свердлова-30, сможет защитить их от опасности.

— Если вырубить деревья, то что нас защитит? Мы не против строительства, но только не трогайте лес, — выступила на собрании активистка Людмила Самохвалова.

Мэр пытался успокоить:

— Это зона административного значения, по генплану там планировались постройки. Если рассматривать чрезвычайную ситуацию, то ни одно дерево защитить город не сможет.

Санитарная зона фильтровальной станции, по закону, составляет 500 метров. Будущий торговый центр, равно как и ближайшие дома (24, 25, 26, 30 и 60-ые), попадают туда. Защитники леса пытались донести до власти главную мысль: зачем возводить здание с массовым пребыванием людей в санзоне? Но те, кто отстаивает стройку ТЦ, вывернули разговор в иную плоскость и намекнули, что жителям Свердлова-30 самим не помешало бы переехать с территории санитарно-защитной зоны.

— На каком расстоянии находится дом №30 от очистных сооружений? — проговорил на собрании мужчина из группы поддержки застройщика Александра Рыбакова. — Получается, что любой человек из этого дома может быть выселен оттуда по решению суда, потому что нахождение там угрожает его жизни и здоровью.

По данным председателя думы, при строительстве тридцатого дома санзона была определена в 150 метров, лишь позже меры были ужесточены, а радиус — увеличен. Учитывая, что изменения распространяются только на новые строения, а на уже существующие — нет, то переселение жителям девятиэтажки не грозит.

— Но торговый центр не может находиться на этой территории, — уверяет Геннадий Русских. — Рыбаков тут не виноват, он просто выиграл конкурс. Это администрация была обязана проверить законность выделения этого участка, прежде чем планировать строительство. С этим вопросом мы планируем обратиться в прокуратуру.

«Кто поддерживает вырубку»

Несмотря на то, что большинство присутствующих на собрании выступали против действия власти, в зале можно было увидеть и несколько защитников торгового центра, коттеджей и прочих строек.

— Я полностью за строительство центра. В этом лесу настоящая помойка, зеленой зоны там нет, повсюду мешки с мусором, дохлые кошки и собаки, — аргументировала свою позицию жительница пятого микрорайона Любовь Старкова. — Пыталась там прошлым летом с внуком погулять, но пришлось сразу уйти, стало противно. Скоро откроется восьмая школа, но как дети будут до туда добираться — непонятно. Уверена, что если там будет комплекс, то гадюшник исчезнет.

Бизнесмен Александр Рыбаков пытался переубедить противников своего будущего центра, но ему не удалось:

— Я честно выиграл конкурс. Договор аренды заключен еще в 2011 году. Каждый месяц я буду платить 55 тысяч рублей, которые Геннадий Владимирович (спикер думы — прим.авт.) с удовольствием будет тратить, — после недолгой паузы застройщик добавил, — на городские детсады, школы и другое. Считаю, что город должен развиваться. Цена строительства около пяти миллионов долларов (150 млн рублей). Это 150 новых рабочих мест. Половина торговых площадей уже заранее заняты. Вместо каждого срубленного дерева появится новое. Согласен даже на голубые ели.

Но жители Свердлова-30, не дослушав Рыбакова, в знак протеста демонстративно покинули зал.

Предприниматели города написали обращение в думу. По их словам, съезд от кольца к 10 микрорайону также отдан под территорию застройки. В результате, будущим ученикам будет затруднительно добираться до восьмой школы, а покупателям и поставщикам — до действующего торгового центра

«Некий совет директоров»

Разобраться в законности проведения торгов оказалось сложно. На сайте «Госзакупок», где в обязательном порядке публикуются сообщения о муниципальных торгах/аукционах/конкурсах, оказалось только одно упоминание об участке по Свердлова-32. И то, не о сдаче земли в аренду, а лишь о проведении оценки такого права. С сайта мэрии информация о проведенных торгах также пропала.

Известно, что Александр Рыбаков (директор местной фирмы недвижимости) — не единственный заинтересованный в строительстве торгового центра. Ранее он заявлял, что представляет интересы некоего холдинга, в совете директоров которого — шесть человек. Но афишировать название компании он тогда отказался, пообещав раскрыть информацию чуть позже. Данные скрываются до сих пор. Более того, городская власть — чиновники администрации и депутаты — уверяют, что и им ничего неизвестно о тайной компании.

В кулуарах обсуждают несколько версий. Одни предполагают, что строительство продвигает некий частный пенсионный фонд (по аналогии с Нижней Турой) для последующей сдачи объекта какому-нибудь сетевому магазину. Обсуждают даже, что к строительству может быть причастен мэр, иногородние бизнесмены-сетевики (продуктовые магазины в дополнение к уже имеющимся в городе) и так далее.

— Но я единственный инвестор и сам принимаю все решения, — уверяет Александр Рыбаков. — Это будет одним из лучших зданий в городе. Я специально обратился к областной конторе, представители которой осмотрели подобные проекты в четырех областях.

Он говорит, что на комиссии планировал презентовать проект центра. Для этого бизнесмен пригласил дизайнера из Екатеринбурга, который прорабатывает качканарский проект. Но жители, возмущенные фактом строительства, отказались слушать.

— В оформлении здания будет много стекла, подземная парковка, внутри — эскалаторы, на улице будет сделана зона отдыха со скамейками… Я все же планирую провести презентацию для всех желающих, но когда это будет — пока неизвестно.

«Инвентаризация деревьев»

В воскресенье, 7 апреля, защитники леса посчитали количество деревьев на месте предполагаемого строительства торгового центра:

— Мы измерили и сосчитали все деревья, которые попадают в зону риска, — прокомментировала одна из активисток. — Если взять за основу несложную формулу из интернета, то можно легко просчитать даже их возраст.

В итоге, по ее словам, город может потерять 79 крупных деревьев: 33 березы от 17,5 до 35 лет, 25 сосен — от 28 до 84 лет, 15 елей — от 36 до 72 лет и 6 кедров — от 42 до 72 лет.

Если власть все-таки не услышит народ и разрешит застройщику возводить центр, то эти данные позволят проконтролировать — сколько насаждений фактически было вырублено.

Параллельно чиновники планируют организовать свою инвентаризацию, только в 3 микрорайоне. Как только растает снег, говорит замглавы по коммуналке Владимир Зюзь, будет приглашен лесничий из Верхотурья, а также будет собрана комиссия из заинтересованных горожан и депутатов.

— С просьбой отбраковать старые деревья ко мне обратились две семьи — жители улицы Бажова. Они пояснили, что каждое лето в их лесу падает по два-три старых дерева. Боятся, что одно из них упадет кому-нибудь на голову.

Те деревья, которые специалисты признают мертвыми, планируют срубить. На их место, обещает чиновник, уже в мае посадят новые. Проводить подобную проверку в зеленой зоне 10 микрорайона, по его словам, уже поздно.

В инвентаризации деревьев в лесу ниже троллейбусного кольца участвовали более десяти человек. Позже, если торговый центр все-таки построят, люди будут знать — сколько берез, сосен и кедров срубили реально. /фото Елены Ходыревой

На чем остановились

На собрании депутаты, население и власть договорились: посягательство на лес будет остановлено до окончания прокурорской проверки, которая подтвердит или опровергнет законность чиновничьих действий.

Также лесные защитники вместе с депутатами выдвинули требования:
— мэр должен учесть мнение жителей по сохранению зеленых зон;
— должна быть создана комиссия по контролю за охраной лесов;
— следует обратиться к прокурору, чтобы он изучил вопрос о возможном обращении жителей в суд с иском по защите прав качканарцев на благоприятную среду.

Также, по их словам, необходимо, чтобы глава определился со сроками и расходами на то, чтобы все же определить границы городских лесов и их статус.

Надежда Лесникова

На чьей вы стороне — власти, позволяющей застраивать зеленые территории, или жителей, отстаивающих экологию и деревья? Абсурдна ли на ваш взгляд ситуация, когда участка с вековыми деревьями по документам не существует? Давайте открыто обсуждать эту тему!


Смотрите также:
Жители Качканара требуют приостановить вырубку зеленых зон [1]
Качканарцы выступили против вырубки леса и строительства магазина [2]
В Качканаре прошло совещание по строительству торгового центра (видео) [3]
Мэр Качканара не считается с мнением жителей [4]
Лес вырубят. Торговый центр построят [5]
В Качканаре вырубают березовую рощу под коттедж депутата (видео) [6]
Качканарцы отстаивают березовую рощу [7]

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [8]
  •  
  •  
  •  
  •