- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Качканарский ГОК. Кого и почему сокращают

Евраз поставил задачу: повысить рентабельность работы комбината на 7%. Этой планки достигнут двумя путями — наращивая объемы производства и сокращая ненужных людей. При этом «Ванадий-ремонт» возвращают из «дочек» обратно. Управленцы косвенно подтверждают грядущее сокращение, но отбалтываются пространными комментариями. По данным КЧ, первоначальная цифра уже определена — 240 человек. Работа по просчету сокращений еще не закончена. Цифра, скорее всего, увеличится. В КГОКе работает специальная комиссия — «ревизоры» оценивают работу каждого

Моральная обстановка среди рабочих накалена. Разговоры о возможном сокращении не утихают во всех подразделениях. Работяги, довольствуясь намеками от непосредственных начальников и не получая конкретики, обсуждают предполагаемые цифры и примеряют на себя роль безработных.

— Работаю в КиПе, предупредили о возможном сокращении 20 человек. Как будут работать те, кто останутся — даже предположить страшно. Потерять работу, естественно, не хочется — хорошо оплачиваемой альтернативы в городе нет. Пальцем — мол, именно ты будешь уволен — ни на кого не указывают, но мысленно уже начинаем прокручивать варианты, где брать деньги на оплату детского сада для детей, выплату ипотеки и прочих займов, — делится работник подразделения.

Ревизоры и оптимизация

В пресс-службе Евраза говорят, что сейчас на предприятии «разрабатывается программа, направленная на повышение эффективности производства, оптимизацию процессов, в том числе и численности». Причина — нестабильная ситуация на мировом рынке железорудного сырья.

Как удалось выяснить КЧ, перед управленцами поставлена задача — повысить рентабельность КГОКа на 7% к июню следующего года. Установлено два контрольных срока. На 3,5% рентабельность производства должна вырасти уже к концу текущего года.

Эта программа была утверждена в канун нового года вице-президентом горнодобывающего дивизиона Константином Лагутиным (ныне подразделение возглавляет другой человек) и управляющим директором нашего комбината Сергеем Напольских. В рабочую группу вошли топовые работники не только качканарского ГОКа, но и других евразовских предприятий — Евразруды (с Ирбинского рудника, который лихорадило прошлой осенью), Верхотурского и Западно-сибирского комбинатов. Возглавляет работу руководитель УГЖДТ Александр Жернаков.

Пока кардинальные меры предприниматься не будут. Сначала управленцы изучат бизнес-процессы и проанализируют производительность труда рабочих. Рассматривать «под лупой» будут работу практически каждого горняка — в списке 22 подразделения, в том числе пока еще дочерний «Ванадий-ремонт» и администрация. Два цеха — обогащения и окатышей — названы «уязвленными». Для диагностики рабочей обстановки туда дополнительно привлекут технического эксперта.

Итогом исследования станет куча презентаций для высшего руководства и список идей, как можно оптимизировать численность работников и повысить эффективность труда. Ориентировочно, их презентуют в июле.
Бюджет программы — шесть с лишним миллионов рублей, эти деньги будут потрачены на командировки, мотивационный фонд (вознаграждение управленцам), услуги стороннего эксперта (проект оценит иностранец).

«Единичные увольнения»

Проверка с пристрастием, рассказывает председатель профсоюза Анатолий Пьянков, будет концентрироваться на выявлении «узких» мест в производстве — где можно без последствий для рабочего процесса сократить человека, распределив его работу на других.

— Сегодня, кроме как сокращать людей, руководство ничего другого придумать не может. Но едва ли произойдет то сокращение, на которое рассчитывает компания, хотя никаких цифр не называют, — говорит профсоюзник. — Если и будут увольнять, то только обоснованно, нескольких человек. Комиссия уже нашла двух. С этим не поспоришь — к примеру, у нас есть участок, где люди по ночам не работают, но приходят на работу и получают за это деньги.

По этой же причине, говорит он, сейчас обсуждают увольнение одного оператора и слесаря-инструментальщика в УГЖДТ. Также рассматривают возможность сократить ставку помощника экскаваторщика.

— Есть требования, что на экскаваторе должен работать только один человек, помощник нужен только при ремонте. Сейчас пока один грузит, второй просто маячит у него за спиной, — говорит Анатолий Пьянков. — Но мы доказываем, что это сегодня он помощник, а завтра — уже машинист, поэтому должен получать навыки в работе. Кроме этого я не знаю, к кому еще можно прицепиться на комбинате.

Комиссия, по его словам, не будет принимать решение о сокращении самостоятельно. Предложения об оптимизации штата сначала лягут на стол управляющего директора, затем их вынесут на обсуждение и согласование в профсоюз.

— По закону, работодатель вправе выявлять недочеты на производстве, но нас все равно не обойдут. И вот тут дело труба — мы будем тормозить все процессы по сокращению, — обещает он. — Сейчас меня интересует, как послать ревизоров подальше, да так, чтобы они пошли. Ведь дергать коллектив, который работает стабильно, добиваясь высоких показателей, нельзя. Вместо того, чтобы работать, они сейчас будут обсуждать, кто попадет под сокращение. Начинается мандраж, что завтра всех сократят и уволят.

Как росли объемы и уменьшался штат рабочих

Модернизация и медкомиссия

Наиболее напряженная обстановка, рассказывают в профсоюзе, в коллективах Рудоуправления и нижних фабриках. Рабочие уверены, что под сокращение попадут именно они. Моральную обстановку дестабилизировала, в частности, информация, что насосные установки сменит автоматизированная система:

— Морально тяжело работать, боимся повального увольнения. Ведь людей оставят только на обслуживание, остальных уберут. Конечно, можно понять руководителя — он просто хочет усовершенствовать свое производство, но тут работают женщины, которым далеко за 40 лет. В этом возрасте тяжело устроиться в другое место, имея узкое образование. А ведь у всех дети, кредиты, — говорит сотрудник подразделения.

В профсоюзе уверяют, что бояться пока нечего. По словам Анатолия Пьянкова, на модернизацию требуется порядка 60 миллионов рублей, а на зарплату рабочим всего несколько миллионов.

— Компания выберет меньшее из двух зол — люди останутся. Чтобы что-то реально изменить, не позволяют финансы — цена на продукцию упала.

Тема модернизации, по его словам, сейчас активно обсуждается, но через сколько лет это станет реальностью — неизвестно.

Профсоюзник уверен, что сократить часть персонала с помощью медкомиссии — целенаправленно «забраковать» неугодных — будет невозможно. Ужесточение требование при прохождении медкомиссии, по его словам, является прихотью не работодателя, а государства — приказ с «драконовскими» ограничениями выпустил минздрав:

— Иногда людей не допускают до работы даже с распространенным варикозом вен. Руководство прекрасно понимает, что если полностью соответствовать медустановкам, то работать на комбинате будет некому. В этом случае договариваемся, чтобы человека оставили на месте, он проходит лечение.

Пенсионеры — в группе риска

Еще в прошлом году вице-президент Евраза по работе с персоналом Наталья Ионова заявила, что если компания хочет развиваться, то должна иметь в своем составе не менее 30% сотрудников до 30 лет, которые должны занять места «ветеранов» производства. Соотнося эту установку с грядущей оптимизацией, гоковцы предполагают, что первыми под сокращение попадут люди пенсионного возраста. Таких сегодня в КГОКе более 600 человек (всего на комбинате работает 6.559 горняков).

— Но человек пенсионного возраста может уйти, только если сам примет такое решение. Принудить, если он не пьет, не прогуливает и работает хорошо, никак не получится. Если будут давить медкомиссией, то через профцентр всегда можно доказать, что ситуация некорректна, — говорит председатель профкома Анатолий Пьянков.

«Ванадий-ремонт»

В цехе Обогащения также активно обсуждают сокращение и приходят к выводу, что оно затронет именно фабрики и свою работу потеряют 120 человек. Откуда взялась такая цифра — сказать никто не может, но причиной считают возвращение «Ванадий-Ремонта» обратно в структуру КГОКа.

— У ремонтников есть свои крановщицы, которых просто некуда посадить. Знаю, что на Дроблении на одном кране работали представительница «Ванадий-Ремонта» и гоковская. Им постоянно приходилось меняться в зависимости от того, какой именно организации нужно перетащить груз. Вторая в это время отдыхала. Дублирующих должностей много, значит, кому-то придется уйти, — предполагает работник.

Также существует версия, что численность работников КГОКа должна остаться на прежнем уровне, независимо от присоединения «Ванадий-Ремонта». Отсюда обсуждают цифру возможного сокращения около пятисот человек.

Сейчас в «Ванадий-Ремонте» трудится 567 человек. Комбинат, по данным КЧ, готов принять только 495. Но так как КГОК не намерен увеличивать общую штатную численность, то он должен будет как-то сбалансировать пополнение.

В профсоюзе говорят, что, скорее всего, под сокращение попадут управленцы «дочки».

— Там была дополнительная надстройка руководства. Сейчас этот персонал на комбинате почти не востребован, — говорит Анатолий Пьянков. — Профсоюзников там около 60%, мы будем настаивать, чтобы их переучивали и трудоустраивали. Пусть переживают не члены профсоюза, которые могут попасть под раздачу, но это уже их проблемы.

До тех пор, пока не закончится процесс возвращения «Ванадий-Ремонта», прием на комбинат будет закрыт.

Забастовка

Профсоюз предложил руководству комбината утвердить нормы труда на все виды работ, в том числе выработку по времени, обслуживанию, численности и другое, что позволит обеспечить здоровые и безопасные условия труда. По всем просчетам получится, что людей надо принимать, а не убирать, говорит Анатолий Пьянков. Если руководство начнет необдуманно сокращать людей, то последствия могут быть непредсказуемы:

— Мы иногда проходим курс лечения руководства. Последний был в 2007 году — итальянская забастовка. Тогда гоковцы работали строго по правилам четыре дня, полностью соблюдали технику безопасности. В сутки работодатель терял по миллиону долларов чистой прибыли. Это очень опасно. Если работодатель понимает это, то на конфликт не пойдет. О возможной забастовке я уже предупредил вице-президента Евраза.

Прогноз

Руководитель одного из крупных металлургических предприятий области в беседе с журналистом КЧ заметил, что КГОК, как и другие уральские комбинаты из этой отрасли, «находятся на грани» — цены на их продукцию падают, а расходы продолжают расти (оборудование стареет, рабочие требуют ежегодного повышения зарплат, администрации городов просят увеличить расходы на социалку). Отсюда — необходимость повышения рентабельности, наращивание доходов путем уменьшения расходов. На вопрос, выправится ли ситуация до конца года, управленец ответил отрицательно и сообщил, что лично он ожидает вторую волну финансового кризиса.

 

УТВЕРЖДЕННЫЕ ЦИФРЫ СОКРАЩЕНИЙ ПО ЦЕХАМ
— буровой цех — 6 чел.;
— экскаваторный цех — 19 чел.;
— ЦТП — 15 чел.;
— цех ремонта подвижного состава — 1 чел.;
— административно-хозяйственные службы РУ, УГЖДТ — 9 чел.;
— цех дробления — 42 чел.;
— цех обогащения — 10 чел.;
— ЦХХ — 8 чел.;
— шихтоподготовка — 5 чел.;
— агломерации — 3 чел.;
— цех окатышей — 8 чел.;
— цех внешнего транспорта и ЭМС УГЖДТ — 16 чел.4
— Ванадий-ремонт — 85 чел.;
— административно-хозяйственный персонал ФОК — 13 чел.

Решение по Управлению комбината, АТЦ, ТЭЦ, Энергоцеху, КИПиА, Цеху подготовки производства, Управлению контроля продукции пока не принято, работа в этом направлении продолжается. Но, скорее всего, сокращение их также коснется и цифра «240» увеличится.

  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •   [1]
  •  
  •  
  •  
  •