Александра Клещёва: «О моей маме»
![]() |
Прасковья Акимовна Клещёва, появилась на свет в 1922 году. /фото из архива семьи |
Служила на фронте, дошла до Берлина, получила массу наград
Мой дед — Аким Васильевич Клещёв. Родился в 1890 году. Всю войну работал в колхозе, был награжден медалью «за доблестный труд в ВОВ». У него было два брата и сестра. Из этой семьи были мобилизованы в армию восемь человек: три племянника, племянница и дочь моего деда (моя мама), а также зятья и бабушкин брат.
Моя мама работала в конторе связи, на телеграфе. Повестка ей пришла в марте 1943 года. 25 танковый корпус, в батальоне связи которого ей предстояло служить, формировался под Москвой. Потом был первый украинский фронт.
Мама много рассказывала о войне. Сохранилась даже боевая характеристика, где говорится: «Она всегда и везде, в любых условиях боевой обстановки не имела ни одного случая искажения и задержки телеграмм». За умелую и самоотверженную работу ее дважды награждали орденом «Красной звезды» и медалью.
Для мамы эта война закончилась в немецкой столице. Их корпус принимал участие в пленении Власова. Она также была награждена медалями «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Многими почетными медалями ее наградили уже после войны, в мирное время. Еще моей бабушке посылали с фронта письма-благодарности за воспитание дочери, подписанные Сталиным, но, к сожалению, они не сохранились. Правда, у старшей сестры до сих пор хранятся три маминых письма с фронта, где она рассказывает о военных буднях, о том, как ей хочется домой. Вот такая у меня была мама.
А какие истории о своих родителях помните вы? Рассказывайте, сохраняйте память о них на газетных страницах.
Александра Клещёва
Александра, снимаю шляпу, голову склоняю.
За Вашу память о Матушке и Дедушке.
Потрясающе!!!
С уважением, Владимир.
Дед по маме – феноменальный мужик.
Рассказывал честно, без купюр, о войне. Например, о том, что копили 100 грамм «наркомовских» на наступление (по очереди, по одному (по очереди) расчету в батарее потребляли «нароком-алкоголь» ежедневно, остальное в общую копилку сливали) и …напивались «в хлам» потому, что страшно было))).
Н-да… пардон, вот тут Деду не верил, ни разу не видел, чтобы душевную слабость он проявил когда либо)))
Воевать он начал в 39-м, вернулся в 46-м.
Лихой артиллерист.
Н-да… после войны, по навету, посадили, ордена медали изъяли… только просидел полгода, разобрались «органы», амнистировали, восстановили в правах (молодежь вряд ли знает, что это такое). Награды вернули.
Н-да… а «анонимщика», что Деда оклеветал, послали на этап по-взрослому…
Жизнь, и правда, идет спиралями. Деда взрывом завалило на войне, его тогда случайно похоронная команда спасла, увидели, что рука из под земли шевельнулась…
Не зря говорят, что внук связан с Дедом — я также артиллерист и созвучное было в шахте, когда под завал попал ПРИ… (рассказывал уже))))))))
Второй Дед прошел такие Испытания, не дай Бог!!!
Остался Человеком, отказался в Штаты ехать…
Не хочу рассказывать, мне больно.
Ему стих посвятил
Море гречихи, васильков окаймление,
Коровьи стада, поля Черноземья.
Дед по оврагам косит траву.
С еды узелком тороплюсь я к нему,
Тело мальчишки щекочет шальная стрекоза,
Солнце печёт, пот застилает глаза.
Прибежал, запыхаясь, развязываю тряпку,
Выложил соль, пироги, молоко и лука детскую охапку.
Деревенская снедь на травяном столе,
Шершавая рука ласково гладит по голове.
Детское счастье – это яркая скоротечность.
…мне пригрезился Дед, ушедший в вечность.
С портретом Деда — Василия Спиридоновича ЗВЯГИНА шел на 9 мая, а рядом мой коллега (по моей просьбе) — с портретом Василия Егоровича ВОРОНИНА (Деда по Маме).
Сына назвал в Честь Дедов — Василием.
Вот такой правнук получился.
Великие Люди. Вечная память.