- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

«Китай давит. Нашему государству срочно нужна идея»

Николай Алексеев, зампредседателя областного ГМПР (профсоюз горно-металлургических предприятий России):

Причины кризиса

Ситуация очень непростая, особенно в черной металлургии. Не секрет, что китайские металлурги во все проблемные времена живут за счет государственной поддержки — то есть, там государство дотирует работу металлургов, чтобы они не потеряли свои лидирующие позиции.

Весь мировой рынок поделен. Самую большую долю занимают именно китайцы — сегодня они производят почти 800 миллионов тонн стали в год. Это в два раза больше, чем выпускает Америка. Хотя в свое время именно американцы вместе с японцами были лидерами на рынке металлов. Представляете, насколько Китай шагнул вперед всего остального металлургического мира? Россия, к сожалению, только на четвертом месте по объему производимой продукции.

Сегодня на рынке черных металлов идет жесткая борьба в части формирования себестоимости продукции. Кто быстрее сможет найти внутренние резервы, минимизируя свои затраты на производство, тот и выживет. В итоге на рынке останутся только сильные предприятия и организации, которые смогли стать вертикально интегрированными. Это когда холдинг контролирует всю технологическую цепочку — от добычи руды, коксующихся углей до производства стали и конечного продукта проката. Будущее именно за теми, кто в 2007-2008 годах начал заниматься техническим перевооружением, поиском новых современных технологий, строительством новых плавильных агрегатов и прокатных станов.

Пример вертикальной интеграции — связка Качканара и НТМК — показывает грамотность шагов и решений, которые в свое время принимали менеджеры Евраза. В частности, это строительство двух последних домн — пятой и шестой — на нижнетагильском комбинате именно под руду вашего месторождения. Доставка евразовских углей, которые сегодня добывают в Кемеровской области на Кузбассе, до Нижнего Тагила также позволяет минимизировать часть затрат. За счет этого холдинг и сохраняет свою конкурентоспособность на рынке черных металлов.

«Нужна идея»

Сегодня важно изыскивать внутренние резервы для экономии денег. Грубо говоря: кто-то лампочку не выключил, хотя если вовремя погасить электричество, то пойдет хотя бы минимальная экономия. Кто-то, например, во время погрузки руды в думпкар не мимо ее насыпет, а туда, куда надо. Смена, которая работает на обогатительной фабрике, подойдет правильно к технологии и будет выдавать для доменщиков Нижнего Тагила богатое сырье. Экономить можно не только за счет снижения зарплат и сокращений. Где-то по энергетике, где-то за счет изменения технологий, где-то за счет внедрения каких-то рационализаторских предложений.

На днях читал аналитику. Китайцы говорят, якобы их рынок достиг самой низкой точки, что ниже он уже опускаться не будет. Действительно, цены на железную руду, кокс стали чуть-чуть подрастать, но только по Китаю. Весь остальной мир пока в ожидании. Свое влияние на происходящее оказывают и цены на нефть.

Можно ли надеяться, что ситуация стабилизируется и цены достигнут своих прежних отметок? Не знаю. В 2008 году были самые пиковые расценки в черной металлургии — максимальные цены были установлены и на железную руду, и на кокс, и на готовую продукцию. По-крайней мере, я не вижу предпосылок, чтобы подобное повторилось в 2014, 2015 и даже 2016 годах. Для этого нужна определенная политика государства.

Взять, к примеру, кризис тридцатых годов в Америке. Когда президентом стал Рузвельт, была страшенная безработица. Но что он начал делать? Как ни странно, строить дороги. А это же и занятость (безработные пошли строить), и инвестиции государства в долгосрочные проекты — заработали щебеночные карьеры, асфальтовые заводы, машиностроители стали делать новые катки, грейдера и так далее.

Подобная идея должна быть и в российском государстве. Взять ту же скоростную ж/д магистраль Москва/Нижний Новгород/Екатеринбург/Казань — это тоже серьезные деньги, которые могли бы заработать и строители, и железнодорожники, и, конечно, металлурги, производя рельсы, новые вагоны и прочую необходимую продукцию. В стране обязательно должна появиться идея, которая задаст направление движения.

Российские металлурги привыкли работать на Европу, Америку, отгружая туда свою продукцию. Но сегодня тот рынок мертв, нас там с нашей продукцией никто не ждет. Про Китай я уже говорил. Мы должны внутри России производить и торговать. Куда и что — это уже отдельный разговор. Вот северный поток (магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря) построили — металлурги-трубники заработали на этом. Сейчас на очереди южный поток. Они опять заработают. А остальные металлурги, которые специализируются на других видах продукции, в том числе строительном ассортименте? У них нет вектора движения внутри российского рынка.

«2014 — еще тяжелей»

Руководство КГОКа, как вы говорите, предлагает снизить фонд з/п на 10%. Считаю, что экономить на зарплате — это последний пункт. Сначала, может быть, стоит увидеть на предприятии другие слабые и неотработанные до конца моменты, которые бы позволили снизить себестоимость продукции. И уже потом, в последний момент, прийти к зарплатам. Это крайняя мера, к которой можно прибегнуть, если все остальные варианты уже отработаны.

К сожалению, мы не видим всю экономику КГОКа. Работодатель не обязан нам ее полностью показывать. Он может дать только общие цифры — произведено столько-то, продано по такой-то цене. Возможно ли повторение 2009 года? Нынче, в 2013, думаю вряд ли. Но в последнее время аналитики говорят, что 2014 год будет тяжелее текущего.


Смотрите также:
КГОК снижает зарплаты. Кризис растянется на несколько лет [1]

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [2]
  •  
  •  
  •  
  •