- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Уникальный опыт чиновника Качканара: из коммуналки в 3-комнатную квартиру


Рисунок Дениса Чистоусова

С 2011 года только семь молодых семей получили от государства выплату в 40% на покупку своего жилья. Деньги давались из федерального, областного и местного бюджетов. Но только одному участнику программы — главному юристу мэрии Ольге Вепревой — деньги дали исключительно за счет нашего города

Сегодня на получение социальной выплаты — 40% от стоимости будущей квартиры — претендуют 30 качканарских семей. Очередь движется черепашьими темпами — ежегодно деньги дают только нескольким супружеским парам.

В среднем, между постановкой на учет в качестве нуждающейся и получением компенсации проходит пять-шесть лет. За этот период многие семьи вылетают из программы — кто-то перешагивает возрастной рубеж (одно из условий — супругам должно быть до 35 лет), кто-то получает наследство и автоматически теряет статус нуждающегося, некоторые устают мотаться по съемным углам, берут ипотеку и покупают долгожданное жилье.

Причина медленного темпа — в низком финансировании. Ежегодно на социальные выплаты в Качканаре выделяют всего порядка двух миллионов рублей (иногда — чуть больше, иногда — меньше). В финансировании участвуют три бюджета — городской, областной и федеральный.

«Не менее»

Государство помогает молодым семьям с покупкой жилья еще с середины двухтысячных. С того времени документация неоднократно менялась — вносились изменения в формулировки, условия, названия. Сейчас выплаты дают по целевой программе «Жилище», которая рассчитана на пятилетку — с 2011 по 2015 год.

В первый год действия деньги получили четыре молодые семьи. Бартовы — встали на учет в 2002 году, получили 633 тысячи рублей. Бекешевы — заявились как нуждающиеся в 2003 году, им перечислили 369 тысяч. Саркисовым, претендующим на жилье с 2004 года, дали 475 тысяч. Вепревым, которые встали на учет только в 2006 году, выплатили 369 тысяч.

При этом если выплаты для первых трех семей были раздроблены по бюджетам (город выделяли только строго 10% от суммы, остальное добавляли из области и федерации), то в последнем случае всю социальную выплату — 40% — профинансировали исключительно из городской казны. Это — единственный раз за всю историю программы. Но нельзя утверждать, что это произошло именно потому, что главный получатель выплаты — Ольга Вепрева — занимает пост начальника правового комитета мэрии, в подчинении которой работает куратор этой жилищной программы.

Для прояснения ситуации — на основании чего процент софинансирования местного бюджета был увеличен в четыре раза (с 10% до 40%) — главе администрации, пока еще действующему мэру Сергею Набоких, был направлен запрос.

По идее, подобное увеличение законно, но для этого необходимо было принять новый документ — формулировка старого строго регламентировала размер процента (10%). Повышать его было нельзя. Поэтому в 2011 году приняли новое постановление, добавив в необходимый пункт всего одно слово — «не менее». Благодаря этому долю мэрии сейчас можно свободно варьировать — если область и федерация выделят мало денег, то молодым семьям можно выплатить из городской уже не строгие 10%, а, к примеру, 30% или 40%.

«Сама про себя»

Ответ на запрос пришел, но не от мэра, а за подписью его подчиненной — той самой Ольги Вепревой. Она пояснила, что не вправе конкретизировать фамилии получателей социальных выплат — эта «информация является конфиденциальной и распространению не подлежит» (дословная цитата из ответа).

— В общем получается, что Ольга Вепрева не вправе называть фамилию Ольги Вепревой. Более того, она сама про себя говорит, что получила из бюджета выплату в 40% на законных основаниях, — комментирует юрист, не имеющий отношения к администрации. — Никто не утверждает, что это незаконно. Просто сама ситуация выглядит достаточно комично. На месте мэра я бы лично ответил на этот вопрос или поручил его другому специалисту — чтобы у населения не было повода говорить о возможной коррупции.

Далее в своем ответе Ольга Вепрева пояснила, по какой причине администрация Качканара вставила в документ фразу «не менее». Якобы это было сделано на основании постановления правительства — документ вышел 12 декабря 2011-го, в Качканаре поправку приняли весной 2012-го. Тем не менее, этот факт не повлиял на факт получения начальником правового комитета мэрии Ольгой Вепревой социальной выплаты из средств местного бюджета в 40% на приобретение собственного жилья еще в 2011 году. Это — единственный случай за всю историю действия программы.

Спешку можно объяснить тем, что имеющихся областных и федеральных денег хватало только на выплату первым трем семьям. Четвертая семья (в данном случае Вепревой) могла рассчитывать только на деньги из местного бюджета. Но ждать принятия поправок (которые действительно планировали принять) на областном уровне — не вариант. В этом случае был риск потерять выплату — возраст главы семьи подходил к 35-летнему рубежу, после которого уже нельзя было бы получить деньги.

От коммуналки до 3-комнатной

В 2009 году на Ольге Вепревой (данные взяты из ежегодного отчета о доходах и имуществе чиновников) была записана только коммунальная квартира площадью 18 «квадратов». Годовой доход составлял 282 тысячи рублей.

В 2010 году имущество было прежним, но доход вырос примерно на 30% — до 384 тысяч.

В 2011 году задекларированный годовой доход составил уже 800 тысяч. Нельзя утверждать, что это только зарплата — сюда, по закону, могут быть включены иные средства, например, наследство или выручка от продажи какого-либо имущества. Учитывая, что в этом же году она получила социальную выплату из городского бюджета в 369 тысяч рублей на покупку собственного жилья — возможно, увеличение дохода произошло именно за счет этого.

Также её официально признали нуждающейся в улучшении жилищных условий. Комната в коммунальной квартире сохранилось, также в собственности появилось еще одно жилье — 1-комнатная квартира, 1/2 которой была зарегистрирована непосредственно на Ольге Вепревой, другая половина — на её несовершеннолетнем ребёнке.

В этом же году, по информации КЧ, в отношении чиновницы был подан иск — на неё, как на владелицу 1-комнатной квартиры в 10 микрорайоне, заявили соседи. «Однушка» сдавалась в аренду, очередные жильцы затопили квартиру этажом ниже.

В 2012 году у Ольги Вепревой уже не оказалось недвижимости. Ни однокомнатной квартиры, ни комнаты в коммуналке. Вместо этого появился жилой дом площадью 95 «квадратов». Годовой доход составил 522 тысячи рублей.

По информации, имеющейся у КЧ, сейчас Ольга Вепрева владеет трехкомнатной квартирой в новостройке (строил Мнацакан Апоян). Так это или нет — станет ясно после обнародования отчета о доходах и имуществе чиновников за этот год. Эти сведения, по закону, будут опубликованы лишь следующей весной.

Елена Ходырева

Вы — молодая семья, нуждающаяся в собственном жилье? У вас есть опыт по приобретению недвижимости? Как думаете, упростилась бы эта процедура, если бы вы были чиновником? Расскажите, с какими трудностями вам удалось столкнуться.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [1]
  •  
  •  
  •  
  •