- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Впервые в прямом эфире! Дебаты за кресло главы Качканара (полный текст)

На радио «Мастер» (волна 102,8 FM) Александр Баранников и Сергей Набоких рассказали о предвыборных обещаниях, задали друг другу острые вопросы

Рассказать о своей предвыборной кампании и планах на будущее города приглашали всех кандидатов на пост главы. Василий Микрюков и Надежда Швыдкая на момент радиоэфира находились в командировке. Андрей Фомин отказался, потому что «не хочет», Виктор Шумков был недоступен. Сергей Набоких опоздал на 15 минут, поэтому разговор был начат с Александром Баранниковым.

РМ (Радио Мастер): Что за последнее время вами было сделано для города, личного состава, Александр Викторович?

Баранников: Назначен на должность руководителя ОВД в 2003 году. За это время сделан регистрационно-экзаменнационный пункт, где каждый автолюбитель может пройти регистрацию. До этого приходилось ездить за 100 километров в Кушву, но математика говорит, что в соседних городах — Кушве, Нижней туре и Красноуральске — меньше транспорта, чем в Качканаре.

Далее ввели дорогу на Пермь. Необходимо было проводить профилактику незаконных грузов. С этой целью был создан областной пост. Также провели ремонт в здании милиции общественной безопасности. Он проводился, в первую очередь, не для сотрудников, а для жителей, которые туда приходят со своими проблемами — а находиться в серых стенах очень тяжело. Поэтому появились светлые кабинеты, где удобно разговаривать.

Также заасфальтирована площадка между зданиями, но самое главное — это то, что здания сохранены. Сохранен пост. Одно время обсуждали вопрос, чтобы его снести, потому что на федеральных дорогах их упраздняли, и никто не верил, что мы проведем ремонт.

То есть, я навел порядок у себя в подразделении, поэтому наведу порядок и в городе.

РМ: Вы считаете, что глава должен прийти с метлой и вычистить всю грязь?

Баранников: Конечно, я считаю, что первоочередная задача — наведение в городе элементарного порядка. Для этого градоначальник и нужен. Строительство заводов, курортов — долгосрочная перспектива. Это, по большому счету, не компетенция мэра.

В любом городе нужен хозяйственник с метлой. Нам надо начинать с простых вещей: освещение на улицах, ремонт дорог, причем нормальный, а не для галочки, не латание дыр. В декабре городу предстоит принимать бюджет. Сейчас уже идет сентябрь, а рабочие группы еще не сформированы. Что мы дальше будем делать? Мне знакома ситуация, когда в 2013 году мы затянули принятие бюджета на месяц, в результате это очень сказалось на жителях.

РМ: В последнее время есть тренд — ругать власть на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Это не только в Качканаре. Но все ругают только одно лицо, идет мало речи, что человек работает в команде. Как вы считаете, команда важна для руководства целого города?

Баранников: Без команды невозможно решить проблемы города. Я смело могу заявить, что Антон Ильинский — мой помощник. Он — экономист и профессионал. Я — управленец, более десяти лет управляю своим подразделением. Уже сейчас формируется команда для решения очень серьезных задач. У Сергея Набоких за три последних года сменилось три первых заместителя — разбирались в кадровых проблемах, а не в проблемах города. Поэтому я иду командой.

Набоких: На должность главы администрации я заступил в 2009 году. Это было сложное время, кризисная ситуация. Приходилось решать вопросы содержания городского хозяйства и развития города. У нас, к сожалению, и межбюджетные отношения сложились так, что нет теперь налога на прибыль с предприятий в городском бюджете, поэтому бюджет дефицитный, а не профицитный. Тот бюджет, какой нам определяет министерство финансов, иначе, как бюджет выживания, я назвать не могу.

Приходилось участвовать в реализации этих вопросов через областные и федеральные программы. Сегодня я могу сказать, что за 4,5 года привлечены дополнительные средства к бюджету, который определяет минфин, — порядка полумиллиарда рублей. Это деньги областных и федеральных программ, в которых участвовал Качканар, как один из немногих городов Свердловской области. Основные программы: капитальный ремонт многоквартирных домов (2009 год — 60 миллионов, 2012 год — 26 миллионов, 2013 — 50 миллионов рублей ), газификация Валериановска, на которую было выделено 26 миллионов рублей.

Также это образовательные учреждения. За счет этих программ мы вернули детсад в 5а микрорайоне, реконструировали в 4 микрорайоне (бывший ДДТ). В течение месяца заканчиваем благоустройство, завозим технологическое оборудование. С 1 ноября дети пойдут в этот детсад.

Также это наш грандиозный проект, не только для города, но и для области — строительство восьмой школы в десятом микрорайоне. Мы одними из первых участвовали в «пилотном» проекте «1000 дворов». Были привлечены деньги — порядка 15 миллионов. Мы поставили шесть детских дворовых комплексов, два из них крупные. В 11 микрорайоне заасфальтировали пустырь, куда поставили площадки для скейтов, и в 10 микрорайоне построили полноразмерный хоккейный корт.

Был еще ряд программ и внутренних и внешних, по которым мы работали. Порядка 130 семей расселили в новое благоустроенное жилье. Это, в основном, семьи молодые, многодетные, дети-сироты и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Перекрестный опрос. У кандидатов есть возможность задать один вопрос своему оппоненту.

Набоких: Этот вопрос я задавал на всех социальных оперативках — о реализации закона о запрещении употребления спиртного в общественных местах. Это то, что у нас происходит на Свердлова, общежитиях. На сегодня порядок в этом вопросе не наведен.

Баранников: На улицах у нас работают сотрудники патрульно-постовой службы и дорожной службы ГАИ, вневедомственная охрана. Все эти подразделения решают данную проблему — отслеживают, чтобы на улицах не было пьяных. Очень много протоколов составлено именно за потребление алкоголя в общественных местах. Сегодня все культурные и массовые мероприятия проводят под эгидой чистоты в этом плане. Сам руководитель выходит на охрану общественного порядка и весь личный состав. Мы не допускаем, хотя жители обижаются на нас, пронос спиртного на стадион. Последний пример — матчи Евраза. Было даже такое, что выпивали за углом, потому что не пропускали. Но закон, есть закон.

У меня — элементарный вопрос. Я — садовод, нас 30 тысяч, почему в период вашей деятельности администрация не чистила улицы в сады, не ремонтировала водопроводы, не убирала мусор? Сады на 39 километре стоят без света, также, как и многие улицы в седьмых садах. Почему эти проблемы не решались?

Набоких: Именно потому, что эти проблемы решались. С точки зрения выделения ежегодной матпомощи садоводческим товариществам из бюджета. Мы не можем решить все проблемы во всех садах, потому что это превышение бюджетных полномочий, будет нецелевое расходование средств. Но мы помогаем тому или иному саду в решении вопрос освещения, приобретении насосов и установки водопроводов. Все сразу не бывает, поэтому это происходит регулярно.

Баранников: Но кучи щебня, которые завезли в сады, так и не разровнены. Машины вьются, объезжают. Это же не тяжело — трактор пригнать.

РМ: Садоводы тоже ваши избиратели. Вы не считаете, что им тоже нужно уделять внимание?

Набоких: Согласен на 100%. На самом деле проблема в том, что есть бюджетное законодательство, которое предусматривает целевое расходование бюджетных средств. Садоводо-огороднические товарищества у нас юридически не оформлены. С кем мы должны заключать договор, чтобы выделить средства? С физическим лицом не можем. В этом году у нас только один сад принял юридический статус — четырнадцатый. Это позволяет нам закладывать в бюджете деньги целевого характера.

РМ: Предлагаем поговорить о партийной принадлежности. Александр Викторович, вы идете на выборы самовыдвиженцем, но при этом состоите в некой партии.

Баранников: Да, иду самовыдвиженцем. Мне нравится позиция «Единой России». Буду откровенен, являюсь руководителем межмуниципального отдела МВД, и только с «Единой Россией» было взаимодействие. Мы выполняли различные программы, приходили на праздники. К сожалению, с другими партиями таких вопросов я не решал.

РМ: Вы не планируете изменять «Единой России»?

Баранников: Скажем так.

РМ: Сергей Михайлович, в конце 90-х вы состояли в движении «Май». В прошлый раз вы выдвигались от партии «Справедливая Россия», а сейчас идете под знаменами «Единой России». Это ваш окончательный выбор или вам импонирует еще какая-нибудь фракция?

Набоких: В этом движении состояло большинство педагогов, врачей, работников бюджетной сферы. В последнее время я был членом партии «Справедливая Россия» и баллотировался на пост, как член этой партии. Сейчас я не являюсь ее членом, потому что  считаю — глава должен быть абстрагирован от политических движений.

РМ: Но тем не менее вы идете от «Единой России»?

Набоких: Да, я выдвинут этой партией, потому что губернатор Свердловской области, состоящий в «Единой России», оказал мне поддержку.

РМ: Тогда от кого должны быть абстрагированы? От народа?

Набоких: Именно, для того, чтобы решать различные совокупности и различные интересы народа. Это наше население, независимо от того, кто в какой партии находится. Вопросы социального характера распространяются на все население. Это моя партия, мой народ. Я не отрицаю, что являюсь сторонником этой партии.

Баранников: В конце 90-х, начале 2000-х был заместителем начальника милиции и движение «Май» доставило нам немало хлопот. Это привоз пьяных на автобусе из Серова, попытка захвата администрации, градообразующего предприятия. То, что сказано Сергеем Михайловичем, не все правда.

Набоких: Тут можно всего напридумывать. Но, возможно, именно поэтому движение «Май» не состоялось, а распалось. На самом деле, там люди были одержимые, в дальнейшем многие, и я в том числе, вышли оттуда.

РМ: Поговорим о предвыборных тезисах и программах. Нужно высказать основные цели и задачи, с которыми вы идете на должность главы Качканара.

Баранников: На всех встречах, где я встречаюсь с предприятиями и организациями,  объясняю, что социальный договор, который беру, подписываю я и подписывает каждый избиратель. Чтобы не быть голословным перед каждым и чтобы был общественный контроль над будущим главой. Эта форма придумана не мною, она развивается во многих городах.

Сверху — основные программы, а внизу — наказы избирателей, который может указать проблемы своего дома, подъезда, улицы. Основные элементы договора предусматривают создание эффективной команды, способной решать городские вопросы. Второе — скорейшее решение проблем коммунального хозяйства, создание резервного водозабора для нормального и безопасного существования города. Такая проблема была два года назад, когда из-за запаха невозможно было пить воду.

Также необходимо создать условия для развития здоровой конкуренции в сфере ЖКХ. Кстати, Сергей Михайлович, вы тоже четыре года назад выступали за этот тезис, но сегодня присутствует монополия. Например, жители дома 7-65, где создано товарищество собственников, высказываются, что Управляющая компания не дает им развиваться.

Следующее — разработать и реализовать программу внешкольного воспитания детей. Вернуться ко всем старым программам, создать специализированные классы. Через договоры социально-экономического партнерства по федеральной программе начать строительство жилья для молодых специалистов — врачей и педагогов, а также для людей, проживающих в ветхом жилье.

РМ: Сергей Михайлович, а ваша программа является продолжением предыдущей или это что-то новое?

Набоких: Эта работа всех предыдущих лет, это стратегия развития города на ближайшую перспективу. Два основных направления: диверсификация экономической позиции города — создание и развитие новых производств, которые дадут новые рабочие места. Это производство платины, строительство очистных сооружений, создание горнолыжного курорта. Это порядка двух тысяч рабочих мест. Еще одно: строительство жилья. Это не какие-то наивные предположения «что, откуда и когда», а проработка двух-трех последних лет.

Одно из направлений — малоэтажное жилищное строительство, в 2013 году уже начинаем его реализацию, предоставляем людям земельные участки. Всего порядка 500 участков. У нас уже есть соглашение, что Качканару выделят деньги на инфраструктуру, это дороги, электричество, вода.

Также планируется многоэтажное строительство, по программе доступного жилья построить несколько домов, в том числе и доходный, где подразумевается аренда жилья, потому что не у всех есть возможность купить квартиру. Еще очень много проектов, которые могут быть проработаны в ближайшее время.

Конечно, я не могу наивно заявлять, что нужно резервное водохранилище, хотя у нас есть заключение ученых, которые говорят, что у нас великолепный пруд и с балансом воды, минимум, 50 лет никаких проблем не будет. Я говорю о тех вещах, которые инструментально и финансово прогнозируемы. Можно говорить о воздушных замках, но необходимо понимать технологию решения вопросов, потому что все программы так или иначе решаются с помощью областного или федерального бюджетов. Я отвечаю за каждое слово и не могу заключать договор, который не имеет юридической силы и финансовых инструментов.

РМ: Как же у нас нормальное качество воды, если столько экспертиз и проб проводили, даже специалисты говорили, что не знают в чем дело.

Набоких: Для того, чтобы дать ответ, мы заключили договор и научно-исследовательский институт на протяжении полутора лет работал над исследованием водохранилища, чтобы выяснить причины. Выяснили, что там была аномальная жара, у нас был застой водохранилища, пошло цветение сине-зеленых водорослей.

Перекрестный вопрос по предвыборной программе.

Набоких: Александр Викторович, вы говорите о неком социальном договоре, который я называю воздушный замок. Где вы собираетесь брать средства на реализацию обещаний, которые не обеспечены бюджетным финансированием нашего города?

Баранников: Социальный договор закрепляет все мои обязательства, скрепляется подписью в двух экземплярах — мне и избирателю. Я за свои слова буду отвечать, поэтому и иду с девизом «словами не бросаюсь, честью не торгую».

Набоких: Обещать я тоже могу что угодно. Но если обещать, то надо делать.

РМ: Про воздушные замки. Горнолыжный курорт тоже из их числа — мы ждали четыре года и в итоге ничего.

Набоких: Горнолыжный курорт — это не воздушный замок, а реальный проект, который прошел экспертизу и утверждение на уровне областного правительства, включен в программы. Это проект, который включен в программу федерального уровня. Реализация этого проекта уже вот-вот…

Баранников: У меня вопрос, который часто задают в трудовых коллективах: нормативы потребления коммунальных услуг. Их последний раз пересматривали в 2005 году. Самые большие — в «деревяшках». Почему их жители платят за коммуналку больше всех?

Набоких: Нормативы потребления тепла, также, как и тарифы на оплату этих услуг, устанавливаются РЭК (Региональная энергетическая комиссия). Этим вопросом мы занимались. Здесь, действительно, заложена несправедливость. Люди в таких домах платят порой в два раза больше, чем в коммунальных благоустроенных квартирах. Нам рекомендовали два варианта. Первый — приборы учета, но они могут показать только в тех домах, где проведен ремонт, в остальных еще больше, так что это не вариант. Второй: доказать, что цифровые показатели не справедливы. Для этого нужно экспертное обоснование и заключение. Заключение мы получили. В субботу, когда к нам приезжал председатель областного правительства (Денис Паслер), мы провели рабочее совещание, в том числе селекторное с председателем РЭК. Решение принято сегодняшним днем, что с этого отопительного сезона нормативы потребления тепла в деревянных домах будут снижены — порядка на 30-40%.

РМ: Ну хорошо, это сейчас, а почему нельзя было сделать раньше?

Набоких: Этим вопросом мы занимались последние три года, но это не наши полномочия. Этим занимается РЭК. Если раньше были муниципалитета, но законодательство изменилось. РЭК очень неохотно идет на снижение нормативов. Также нужно уметь договариваться, если бы мы не умели, то не было бы привлечений инвестиций — полмиллиарда денег.

РМ: Вопрос от радиослушателей: почему Сергей Михайлович не идет на переговоры с предпринимателями, чтобы разровнять кучи щебня в садах?

Набоких: Этот вопрос решаемый. Мы часто обращаемся к предпринимателям, градообразующему предприятию, которое обычно помогает и не отказывает, если не хватает своих ресурсов в городе.

РМ: Следующий — к Александру Викторовичу. Будете ли вы инициировать расследование по нецелевому расходованию бюджетных средств, по воровству денег из бюджета?

Баранников: Буду откровенен — материалы по незаконному расходованию есть и сегодня. ОБЭП этим занимается. Следственный комитет занимался 24 миллионами, которые были израсходованы по газификации Валериановска. Там назывались разные суммы, но, тем не менее, человек с администрации был привлечен. И пусть это дело прекращено за давностью, но понесла ответственность именно администрация Качканара.

Набоких: Если бы надзорные органы, которые проверяют бюджет регулярно, дали заключения подобного рода, то я, как глава, понес бы за это ответственность. У нас есть все акты по всем инвестиционным проектам. Там, конечно, есть замечание, но практически ни один акт без них не обходится и теперь говорить про какие-то украденные деньги…

РМ: Вы сказали, что практически ни один акт без замечаний не обходится. Это касается именно газификации поселка Валериановск или всех актов, которыми занимается администрация? Нельзя работать без замечаний?

Набоких: Без замечаний работать можно, но я редко встречал такие акты. Это  не только в Качканаре, но и в других городах. Проверяющие находят какие-то нюансы, это не нарушения, а именно замечания. По поводу мифа о газификации поселка Валериановск давайте уже успокоимся. Сначала говорили, что украли 24 миллиона, потом эти же эксперты сказали, что украли 14 миллионов, потом они говорили, что украли чуть меньше семи миллионов.

РМ: В каждом случае сказали, что украли. Это слово не изменялось.

Набоких: То, что украли, это утверждает суд и соответствующие органы. Вот когда состоялся суд, то он подтвердил, что там не было нецелевых растрат ни на копейку. Мы с вами можем слушать, что угодно, но когда одни и те же люди, которые сначала говорят 24, а потом в течение полугода спускаются на один миллион, то как верить этим экспертизам?

РМ: Пришел вопрос на смс-портал: Сколько денег Баранников потратил на избирательную компанию?

Баранников: Первоначально, тратил свои собственные деньги — это первый мой финансовый отчет, потом подключились юридические лица — мои друзья. Я качканарец, поэтому у меня тут много друзей, с кем-то учился, с кем-то занимался спортом. Также мне поверили предприятия, оказали материальную помощь. Все прозрачно, можно посмотреть в избирательной комиссии, Николай Кропачев (председатель ТИК) может показать любому гражданину, секретов тут нет.

РМ: Вопрос про детские сады обоим кандидатам: «что у нас с работой детсадов»?

Баранников: Плохо у нас с детсадами. У меня режим работы с 9.00 до 18.00, сотрудникам — молодым мамам приходится постоянно отпрашиваться. Где-то уже ругаюсь, но все же отпускаю. И то, что Сергей Михайлович говорил о латании дыр, свет включил перед выборами, тут же на полчаса продлил работу детсадов (график окончания  работы в детсадах сдвинули с 17.30 на 18.00), но это не выход из положения. Если бы я даже работал до 18.00, то мне все равно не успел бы забрать ребенка. Мое мнение — надо рассматривать и переходить на прежний режим работы. И это моя задача.

РМ: При вашем правлении, Сергей Михайлович, мы достраиваем детсад №8, но у нас там какие-то проволочки — все строим и строим. Очереди в детсады есть и об этом мы знаем.

Набоких: Этот детсад мы построим. Одну часть средств, которая была выделена по программе, мы освоили, сейчас выделили дополнительные средства, чтобы закончить строительство и обеспечить здание оборудованием. Уже прошли конкурсные процедуры, которые занимают время. В течение месяца-полтора все работы будут закончены.

РМ: Вы говорите: закончим строительство детсада, но если выборы выиграет другой кандидат, он также будет заканчивать работу с этим детсадом, поэтому этот вопрос можно опустить. Вопрос в другом: почему сократили время работы до пяти часов, почему продлили только на полчаса и почему не продлить дальше.

Набоких: Мы перевели детсады на десятичасовой режим в 2009 году, когда денег не хватало, стоял вопрос о закрытии двух садиков. А это минус 200 детей, минус 200 семей. Решение было принято непопулярное, но другое. Сегодня, чтобы перевести садики на 12 часов, нужно более 35 миллионов рублей. Тут два решения вопроса: областной бюджет возможно поможет, второй — мы найдем деньги в местном бюджете. Но областной бюджет не поможет, потому что на майском совещании правительства четко сказали, что десятичасовой режим — это нормальный стандарт, они не могут найти для Качканара исключительных полномочий для того, чтобы добавить деньги из областного бюджета. То есть областной бюджет денег не даст, все вещи, которые связаны с 12-часовым графиком, полномочия местного бюджета.

По садикам вопрос решен, потому что у нас поменялись требования СанПиНов, которые изменили в июле. Их граница ушла, поэтому мы просчитали возможность нашего бюджета для того, чтобы платить работникам детсадов. Вопрос решен.

РМ: Вопрос от слушателей: как отдел полиции будет бороться с подкупом избирателей? У нас на работе говорят, что уже начали подкупать. 

Баранников: Правильный вопрос. Я думаю, что подкупают, идет административный ресурс. Пользуясь случаем, заявляю, что мои оппоненты используют против меня черные технологии, распространяют ложные данные в областных газетах. Агитаторы спокойно раздают эти газеты. Я всем говорю: клянусь словом полковника, перед богом, потому, что я верующий, это все ложь. О тех лицах, которых говорится в газетах: я их садил, и буду садить. Своим оппонентам я говорю открыто: хватит лить грязь.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [1]
  •  
  •  
  •  
  •