Бывшие мэры и гоковские управленцы — Анатолий Калугин и Виктор Сухомлин — вспоминают, как все начиналось и объясняют возможную технологию добычи скандия
«Отходы от реагентов
Независимые эксперты говорят, что Евраз может приступить к «промышленной трепанации» шламов уже в следующем году — за двадцать лет технологии изменились и, учитывая стагнацию на мировом металлургическом рынке, «скандиевая жила» может стать для корпорации «вторым дыханием». Тем не менее, ученые и первопроходцы в переработке «хвостов» относятся к теме скептически — по мнению технологов, создание безвредного для окружающей среды предприятия потребует невыгодных для компании колоссальных вложений и предрекают, что максимум, который нас ожидает — технический пруд серной кислоты.
С одной стороны, переработка шламов является экологическим мероприятием — вредная пульпа, которую комбинат вырабатывает с 1959 года, неоднократно угрожала городу экологической катастрофой. Последний раз Качканар оказался на грани в 1999 году, когда город едва не смыло потоками гремучей смеси шлама и воды из технического пруда. Тогда происшествие удалось предотвратить. Теперь воздействие на экологию будет осознанным: само производство оксида скандия по технологии четырехстадийного выщелачивания предполагает использование огромных объемов серной кислоты.
— Это грубая и сложная технология, — комментирует бывший мэр города Анатолий Калугин, который во время исследований запасов скандия работал техническим директором комбината.
Анатолий Калугин начинал карьеру в КГОКе с должности слесаря и закончил заместителем генерального директора. В 2001 году сменил на посту мэра Сухомлина, в 2004 его выбрали на второй срок
По его подсчетам, производство будет прибыльным, но только при использовании порядка двухсот цистерн кислоты в день. Правда, с этой цифрой не согласился профессор уральского отделения российской академии наук Сергей Яценко — он не подтвердил расчеты Анатолия Калугина, но отметил, что кислоты потребуется, действительно, «море»:
— Вообще, это производство позволяет использовать кислоту, которая уже прошла одну технологическую процедуру на заводе органического синтеза — это значит, что предприятию, вероятно, придется платить лишь за доставку химиката, — прокомментировал в интервью КЧ ученый. — Но, так или иначе, фирма должна будет избавиться от продуктов переработки — силикатных остатков и какого-то количества радиоактивного тория.
Технология добычи скандия, по его словам, в любом случае предполагает наличие отходов от реагентов:
— Важен исполнитель проекта. Иначе дополнительно к грязному пруду можно создать пруд из кислоты, а это вряд ли кому-то нужно.
«Два пути»
«Серный» принцип добычи скандия подтверждает и другой экс-мэр Качканара — Виктор Сухомлин. Он также являлся ставленником градообразующего предприятия, и до своего назначения на чиновничью должность считался главным исполнителем первого проекта гидрометаллургического производства в Качканаре.
— Проблема экологии производства в данном случае не нерешаемая, но она требует затрат, — комментирует бывший управленец, ныне — сотрудник другого металлургического гиганта области, УГМК.
Виктор Сухомлин приехал в Качканар в 1996 году по приглашению руководства качканарского ГОКа. Его назначили на должность директора строящегося предприятия по переработке отходов комбината. В декабре этого же года он победил на выборах главы администрации. Мэрией управлял до 2001 года
Применение кислот, по его словам, приведет к необходимости строить могильники, чтобы избавиться от жидких и твердых отходов. Такое строительство может вылиться в отдельные, большие деньги и достаточно долгую с точки зрения разных согласований работу.
— Ведь, в конце концов, полностью безотходной технологии не существует, — комментирует Виктор Сухомлин.
Производство, комментирует он, можно легко организовать в два этапа. Первый — использование огромного объема кислот и подготовка «чернового» концентрата в районе Качканара. Второй — менее масштабный этап выделения готового вещества, который можно развернуть на базе имеющегося производства, в Лесном или Красноуральске.
В компании «Энергетические проекты», которая упоминается как один из партнеров Евраза в реализации этого проекта, экологические риски отрицают полностью: руководитель направления гидрометаллургии отметил, что разработка уникальна, и на экологию она не повлияет:
— Безотходная технология подразумевает, что в обороте находятся все используемые реагенты. Это условие, обмолвился он, было основным требованием представителей нашего комбината.
Если щадящую технологию наладят, то выиграет и Евраз, и экология города — переработка «хвостов» в совокупности с рекультивацией площадки в многолетней перспективе полностью избавит город от шламовых отвалов. Однако эксперты не особо верят в использование дорогостоящей очистки реагентов и не менее затратной «чистой» утилизации отходов, ссылаясь на экономику.
Статья из КЧ №52 от 25.12.2013
Смотрите также:
— КГОК. Шламы. Скандий. Китайцы. Серная кислота [1]