- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Трещины в карьерах могут заблокировать работу Качканарского ГОКа

«Оползень» произошел на одном из уровней. Если бы почва «поползла» под экскаватором, то машина вместе с рабочими могла улететь вниз. /фото читателя КЧ

Прецеденты с обвалом и проседанием горной породы происходят все чаще — вниз, где работают люди, летят камни размером в 3-4 метра, а железнодорожные пути прогибаются под тяжестью электровозов

Что произошло

10 января на Западном карьере обвалился горизонт. Ж/д пути, по которым движутся составы, просели примерно на полметра — горная масса ушла вниз, в результате чего рельсы повело резко в сторону. Визуально, объясняют работники комбината, образовался так называемый карман, блокирующий дальнейшее передвижение транспорта.

— Слава богу, что никто не пострадал. Если бы по этому участку шел груженый электровоз, то он мог запросто опрокинуться вниз, — говорит железнодорожник Виктор Шумков. — В том месте после отработки горизонта и взрывных работ образовался квадрат, примерно 20 на 20 метров. Он стеной стоял вплотную к путям, по которым передвигались электровозы. Мы продолжали ездить, после очередного взрыва ниже горизонтом все встряхнуло и буквально рядом просела почва — видимо, о себе дали знать старые трещины.

В первые часы после случившегося работа карьера оказалась заблокирована — электровозы не могли передвигаться по искривленным рельсам, тем более существовала опасность обрушения. Впоследствии в качестве альтернативы стали использовать соседние пути. Но, говорят рабочие, это не менее опасно — трещина, ставшая причиной производственного оползня, поставила под угрозу и их устойчивость.

Карьер разрывают поступательно. Сначала — вырывают 15 метров, взрывают скальную породу, достают горную массу, появившуюся пустоту называют первым горизонтом. Затем делается уступ, своеобразная ступенька для движения экскаватора, потом приступают к отработке нового горизонта. Таким образом, со временем получается визуальная лесенка, которая уходит вниз.


Работа застопорилась на несколько часов — железнодорожные пути «поехали» вместе с горной породой. /фото читателя КЧ

Системная ошибка

— Просто так шпальная рельса не будет проседать, чудес не бывает. Проблема носит системный характер. Подобное происходит во всех карьерах, не только в Западном, — рассказывает работник КГОКа. — Вот (показывают фотографии) обрушение в главном карьере, оно произошло минувшим летом, тогда пути оказались погребены под камнями. В конце прошлого года также было обрушение на первый путь главного карьера — соединительный между станциями карьерная и глубокая. Тогда это вовремя заметили, не допустили наезда и излома оборудования, пригнали специалистов, они расчистили дорогу от камней. Не так критично, конечно, как сейчас, но тем не менее — технику однозначно бы поломали.

Основной причиной проседания горной породы машинисты называют систематическое нарушение техники безопасности — вынужденное со стороны рабочих и добровольно-принудительное со стороны начальства. В подтверждение своих слов они ссылаются на документ — «Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом», где прописан четкий регламент безопасной работы.

К примеру, расстояние от электровоза до карьерного камня должно составлять не меньше двух метров, по факту — гораздо меньше. Опасность кроется и в самом принципе добычи горной породы — по правилам, уступ (ступенька в карьере) должен быть через каждые 15 метров, но в карьерах сейчас объединяют в сплошную стенку по два горизонта высотой 30 метров (это сравнимо с высотой стандартного десятиэтажного дома), по которой расползаются трещины. Это создает угрозу обвала каменных глыб. Они очень большие — по 3-4 метра в высоту, для простоты представления соотносите их со своим ростом и представьте, что будет, если они начнут падать на людей, работающих в карьере, и экскаваторы.

«Ночью в условиях недостаточности освещения ты просто не видишь, куда едешь. Представьте, что в это время происходит некая кризисная ситуация — ты выходишь на улицу, чтобы ликвидировать аварию, а в этот момент сходит еще какой-то камень. Много ли надо человеку — он от кирпича может на всю жизнь остаться инвалидом, а тут глыбы выше его ростом»

Еще одна трещина вплотную подходит к путевому посту, где работают женщины. Руководству комбината, утверждают работяги, доложили об этом еще несколько месяцев назад. /фото читателя КЧ

Подобные происшествия, по словам работников, происходят все чаще. На снимке — летний обвал камней. Эти фотографии были отправлены в разные инстанции, но какого-либо результата пока нет. /фото читателя КЧ

Что делать

Соблюсти элементарную безопасность, говорят железнодорожники, можно с помощью двух мер — формировать «ступеньки» в карьере высотой по 15 метров и сделать переукладку путей. Последняя мера жизненно необходима на участке, под которым просела горная порода.

— Сейчас альтернативный путь используют с ограниченной скоростью, ездят потихоньку. Но дело в том, что трещины уже ушли под него — когда мы там были, то уже другая решетка начинала уходить вниз, прогибалась под весом грузового поезда, а это единственный путь, иначе карьер закрыть можно. Его следует перенести ближе к стене — подальше от трещины. Там есть немного места. Передвинуть нужно всего на полтора-два метра, — говорит машинист электровоза Виктор Шумков. — Но чудес не бывает, это не одно узкое место Евраза. Подобный обвал произошел не впервые, это не первый случай за тридцать лет, чтобы делать круглые глаза и удивляться. Мы много лет ругаемся с руководством, основная причина — экономия средств фонда на безопасность производства горных работ, нарушение единых правил безопасности, желание выжать, в нарушение правил, и поднять на поверхность из карьера как можно больше горной массы. Когда мы открыто говорим об этом, то наша цель — не личные амбиции, не желание выставить Евраз дураком. Просто хочется, чтобы люди возвращались с работы домой. В прошлом январе четырех человек потеряли. По какой причине? Можно по-разному сделать заключение комиссии, пойти на сделку с совестью, но нормальных людей-то не обманешь — идет поголовное сокращение ППР (планово-предупредительных работ) по ремонту. Если раньше мы раз в месяц были в депо, то сейчас заезжаем раз в 2-3 месяца. Это цепная реакция. Где в следующий раз выстрелит эта системная ошибка, в каком месте? Человек может погибнуть на фабрике, под экскаватором, на железнодорожных путях.

Переукладка путей, уверены работяги, не станет для предприятия затратным мероприятием — они идут параллельно. Всю операцию можно провернуть за сутки, даже меньше, но для этого необходимо останавливать работу карьера.

После проседания горной массы Западный карьер посетили специалисты Гостехнадзора. Результаты проверки будут озвучены позже. Руководство компании воздержалось от комментариев.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [1]
  •  
  •  
  •  
  •