
Сегодня ограждениями не довольны даже гаишники — снежные кучи на решетках могут загородить водителю вид на пешеходный переход
Чиновники предпочли экономию красивому дизайну, но странным образом заплатили за высоту 1м 20 см, вместо положенных 80 см. Забор общей длиной три километра протянется через весь город. Архитектурное «недоразумение» обойдется в несколько миллионов рублей
Общественный резонанс оказался пустым звуком для городской администрации — забор, вызвавший в прошлом году претензии контролирующих органов и недовольство многих качканарцев, появится во всех районах города. Альтернативы этому типовому ограждению, уверяют власти, пока нет. Депутаты пытаются сопротивляться, хватаясь за любые возможные ниточки — железные решетки, по их словам, не соответствует ни ГОСТу, ни устаревшему предписанию областного ГИБДД. Народные избранники уверены: на миллион рублей, который в прошлом году потратили на 440 метров дорожной оградки, можно было бы сделать «дешевле и красивее».
В мэрии продолжают упорствовать: других вариантов нет, иное дизайнерское решение потребует больших денежных затрат.
Есть ли альтернатива на самом деле, на какие стандарты ссылаются архитекторы и гаишники, можно ли установить нормальное ограждение по примеру других городов — читайте в нашем материале.
Попросили через суд
Первые метры забора были установлены в районе административной площади в прошлом ноябре. В первые дни недовольные архитектурной находкой качканарцы шутили: «Зоопарк огородили», кивая головой в сторону «белого дома». Работы по установке спровоцировали волну негативной обратной связи — письмо читательницы КЧ на тему эстетики конструкции вызвало эмоциональное обсуждение на сайте kchetverg.ru. Инспектор дорожного надзора Илья Полухин тогда прокомментировал, что стандартное ограждение выполнено согласно ГОСТам, заборы сейчас активно внедряют в городах области.
Необходимость установки ограждений — чтобы пешеходы не бегали по проезжей части, а переходили дорогу строго по «зебрам» — впервые появилась еще в 2004 году, когда в стране был издан соответствующий стандарт. Наши автоинспекторы собрались проверить, как этот ГОСТ исполняется в Качканаре, только летом 2011-го — такое распоряжение из областного ведомства поступило во все свердловские муниципалитеты. В предписании нашему городу главный гаишник области Юрий Демин акцентировал внимание на 16 проблемных местах.
Документ действовал лишь до конца июля того года. Но местная власть приступила к выполнению поручений инспекторов лишь в 2013-ом, когда прокурор города, не вытерпев, обратился в суд — чтобы заставить чиновников наконец-то обратить внимание на требование ГИБДД.
Миллион
На покупку и установку «ограничивающих пешеходных ограждений» (именно так оградка трактуется в чиновничьих документах) в прошлом году потратили около миллиона рублей из бюджетной программы повышения безопасности дорожного движения.
Интересно, что еще на стадии формирования сметы чиновники едва не «просохатили» несколько дополнительных бюджетных миллионов. На этом этапе, вспоминает инспектор дорнадзора Илья Полухин, чиновники УГХ предложили ГИБДД установить в нужных местах забор, которым огораживают могилы. По планам коммунальщиков, с их помощью можно было бы уложиться в выделенную сумму и выполнить предписание «в один присест».
— Правда, потом бы все это пришлось срезать и устанавливать уже нормальные ограждения, — комментирует сотрудник госавтоинспекции.
В итоге, по его словам, сделать работы «по уму» удалось, но не в полном объеме. Сегодня выполнена лишь часть предписаний установили лишь 440 метров из запланированных трех километров. Эти метры пришлись на площадь перед администрацией, переходы около школы имени Новикова и проблемную «зебру» по Энтузиастов — от третьей школы к зданию налоговой инспекции.
Позднее выяснилось, что и там работы провели не в полной мере — конструкции, которые должны были образовать пешеходный тупик возле съезда на старый рынок, так и не появились.
«Сделаем по своему»
Раздувать из-за этого прокурорские проверки не стали — власть пошла на сотрудничество, выбрав вместо кладбищенских оградок приемлемый для гаишников дизайнерский вариант. Полисмены дали чиновникам время — запланировать расходы на продолжение работ в бюджете 2014 года.
Теперь работы продолжатся, но все претензии качканарцев к дизайну ограждения, скорее всего, останутся лишь «принятыми к сведению». По планам коммунальщиков, «типовой» проект продолжат воплощать, не меняя тактику. По логике чиновников, функциональность преграды важнее дизайна:
— Идея заказать красивые ограждения была, но выделенного миллиона хватило бы, максимум, на 50 метров забора, — комментирует замначальника Управление городского хозяйства Анатолий Мамаев. — Это самый дешевый вариант, который соответствует конкретно ГОСТу.
Подобные заборы, по его словам, делают многие города и веси, а если депутаты продолжат «баламутить», то, по словам главного инженера, «сам Юрий Демин обещал разобраться с ними».
Отсутствие плана
Сумму и саму необходимость выделять деньги в думе еще обсуждают. Определиться должны к марту, но какой-либо конкретики пока нет. Последнее заседание, на котором обсуждали этот вопрос, проигнорировал как глава города, который в тот день был в поездке, так и его заместитель Владимир Зюзь. Депутаты, не владея полной информацией (её должны были подготовить представители мэрии), лишь обменялись своим мнением.
По словам председателя думы Геннадия Русских, команда мэра до сих пор не предоставила обоснования затрат по проделанной работе — деньги просили лишь на основании предписания госавтоинспекции и сметы, которая даже не была утверждена:
— Два года молчали — не было дальнейших проверок, уточнений стандартов, предоставления депутатам документов, которые подтверждают необходимость работ, — недоумевает спикер. — Если было предписание, то почему расходы не планировали ни в 2011 году, ни в 2012-ом?
Во время проектировки бюджета тема установки ограждений, по его словам, вообще не звучала. Хотя, если системно подойти к решению вопроса, то за несколько лет можно было бы найти подходящего поставщика, накопить денег и приобрести более презентабельный забор — все-таки его устанавливают вдоль центральной улицы.
Выдумка на бумаге
Детально разобраться в финансовой подоплеке депутаты смогут только летом — к июню Контрольное управление проведет проверку бюджетной программы:
— С ходу могу сказать, что ГОСТ, обозначенный Деминым, совершенно не предполагает никаких конструктивных особенностей — ни эскизов, ни изящества или деталей эстетики, — пояснил на заседании думской комиссии председатель ведомства Антон Ильинский.
Высота ограждений вдоль Свердлова, по его словам, вовсе не соответствует стандарту — вместо положенных 80-100 сантиметров качканарские чиновники построили 120-сантиметровый забор.
Кроме того, отметил Антон Ильинский, стандарт, который представители УГХ показывали депутатам во время «многочисленных комиссий», является не ГОСТом, а только неутвержденным проектом:
— Все эскизы — лишь выдумка на бумаге, которой пытались объяснить именно такую «красоту», — резюмировал он, а на возражение депутата Олега Кирдяшкина, который отметил, что в Екатеринбурге стоят почти такие же ограждения («может лишь с небольшим кругляшком сверху»), ответил, что опыт других городов не рассматривал:
— Документа, который утверждал бы какой-либо конкретный вид ограждения, не существует, — подчеркнул Ильинский.
Где установят
Позиция коммунальщиков несгибаема. Они по-прежнему, не взирая на доводы населения, депутатов и контролеров, намерены тратить бюджетные миллионы на странные архитектурные объекты.
— Дума надумала. Можно привязаться не к собакам, а к коровам, если не к коровам, то к оградам, если не к оградам, то к цветам или тополям, — комментирует Анатолий Мамаев.
Он уверен: депутаты «высасывают себе занятие из пальца». Установка ограждений, по его словам, продолжится уже через несколько месяцев. Первоочередным объектом, скорее всего, станет переход в районе остановки «Огонёк», где депутат Олег Кирдяшкин строит торговый центр:
— Там постоянно перебегают, не доходя до пешеходного перехода. И старухи, и старики — все, кому не лень, лезут через дорогу, — комментирует замначальника УГХ.
«Закольцуют» (именно так называется процесс сооружения ограждений) только ключевые улицы — Свердлова и Гикалова, а также тротуары в районах школ. Это, по мнению чиновников УГХ, позволит убрать из города большую часть «двадцаток», ограничив скорость только в «положенных» шести метрах от пешеходных переходов.
На выполнение требований, по словам Анатолия Мамаева, потребуется еще примерно четыре миллиона рублей. Но столько денег, уверен он, депутаты не выделят — максимум, хватит установить ограждения вокруг школ.
Параллельно с этим гаишники начинают готовить город к другим изменениям ГОСТов, которые вступят в силу 28 февраля:
— На переходах, расположенных на аварийных участках дорог, должны будут появиться знаки со светоотражающей зеленой окантовкой, — комментирует инспектор дорнадзора Илья Полухин. Такие знаки в городе, по его словам, уже есть, но еще не везде.
Выход — идеи читателей
«Рвать и метать» по поводу «изуродования» города преждевременно — коммунальщики, категорично отстаивая свою правоту, все-таки допускают варианты смены дизайны. Варианты есть: можно объявить конкурс детского рисунка, согласиться на предложение одной из читательниц «Четверга» и пустить по забору вьющийся плющ. Если у вас есть другие предложения, звоните в редакцию по телефону 6-50-03 или пишите на электронную почту smi@3434.ru.
«Провокатор» аварий
Забор, призванный обеспечивать безопасность пешеходов, уже сейчас создает опасные ситуации для автомобилистов и «напрягает» водителей. В прошлый вторник, 11 февраля, на дороге — от здания бывшего Треста к магазину «Канделевский» — случилась авария. Мужчина поворачивал направо со Свердлова, когда наперерез ему, со двора 57 дома, вылетела другая машина. Оба водителя отделались легким испугом, но суть не в этом: они выставили знак аварийной остановки, но автомобилисты, едущие со стороны площади, поворачивали, не замечая знак из-за высокого частокола ограждения и продолжая двигаться на автомобилистов почти «до последнего». Пострадал только знак аварийной остановки, но неприятный осадок остался — по словам водителя, полчаса до приезда полиции ему самому пришлось выступать в качестве регулировщика.