- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Публичная травля. Школьники Качканара сняли на мобильник драку пятиклассниц

В школы возвращаются стрелки, драки и дедовщина, популярные в лихих девяностых. Эксперты уверены: нравственность детей разваливает отсутствие школьных психологов и инспекторов. Родители часто не знают, что их ребенок — жертва

Публичное унижение

Видео с дракой двух пятиклассниц разлетелось по сети несколько дней назад. Девочки, которых окружили другие школьницы, сначала кричат друг на друга, потом начинают драться под веселое улюлюканье зрителей. Кто-то снимает происходящее на мобильный телефон и комментирует: «Офигеть, она младше меня». Другие кричат: «Давай её!». В ход идут кулаки, ноги. Одна хватает другую за волосы, та — бьет соперницу коленом в живот.

Когда толпа подходит ближе, загораживая обзор, автор видеоролика недовольно комментирует: «Ну че, блин, всё загородили».

Большинство присутствующих — девочки, мальчиков всего несколько. Вместо того, чтобы разнимать дерущихся, они скандируют их имена и фиксируют всё на мобильники. Действо происходит на территории третьей школы. Родительский комитет и администрация учебного заведения до сих пор не в курсе произошедшего, эксперты из других учреждений констатируют: подобное в Качканаре не редкость.

Стрелки, популярные в девяностых годах и начале двухтысячных, возвращаются. Решают споры кулаками, преимущественно, ребята младшего возраста — собственное превосходство доказывают в драке или социальных сетях, где словесные склоки изобилуют матом. В группах, где можно оставлять комментарии анонимно, распускаются сплетни — про 13-14-летние тинейджеров, которые не приглянулись одноклассникам, пишут различные гадости. Про одну — «её изнасиловали в подъезде», про другую — «у неё ноги жирные и целлюлитище». Самоутверждение с помощью публичного унижения происходит на фоне нехватки психологов и школьных инспекторов. Эксперты сигнализируют: если подросток не сможет самостоятельно справиться с атакой сверстников, то это может обернуться трагедией.





Директору некогда

У ролика с дерущимися девчонками несколько десятков просмотров. Ученики разных школ, просмотрев запись, пояснили: такие драки — обычное явление для города. Стрелки бывают периодически, зачастую в школьных дворах, прямо под учительскими окнами. И пара синяков — не самое серьезное последствие ученических столкновений.

— Первый раз про это слышу, — прокомментировала ситуацию Надежда Сафронова, директор третьей школы, после чего добавила, что не хочет разговаривать об атмосфере в коллективе учеников потому, что ее рабочий день закончен.

Директор другой школы, попросившая не афишировать её имя, рассказывает: случаи физического притеснения со стороны одноклассников имеют место — последняя драка, которая попала в её поле зрения произошла на прошлой неделе. Информация поступила от родителей шестиклассника, который вернулся из школы со скверным настроением, синяками и жалобами на одноклассников. При этом данное учебное заведение считается одним из самых благополучных в городе.

— Обращений в последние годы стало больше, но не намного. Мы подмечаем, что сейчас дети повально пристрастились к общению в сети. Не сомневаюсь, что травля частенько продолжается и там, — говорит руководитель. Но большинство случаев, признает она, не выходят за пределы «социальной группы» — о регулярных побоях и травле редко знают даже родители жертвы.

Интернет-буллинг — именно так психологи называют травлю в коллективе взрослых или детей — действительно широко процветает в интернете. С привязкой к Качканару создано несколько сообществ, в которых можно оставлять анонимные сообщения. Это позволяет распространять любые сведения о любом человеке, скрывая при этом свои данные. Аудитория этих групп — почти все качканарские школьники в возрасте от 11 до 17 лет. За последние два месяца там появилось больше восьми тысяч анонимных сообщений. Третья часть из них — угрозы, оскорбления, разборки, матерные и безграмотные выражения.

Пьянство

В комиссии по делам несовершеннолетних такое поведение называют лишь фоном назревающей проблемы. Согласно последнему отчету, общий уровень детской преступности снизился на 16%, но динамика только кажется позитивной, считает руководитель контрольного ведомства Татьяна Хайс.

Переломной точкой, по её мнению, стал 2010 год — когда после реформы полиции в школах сократили посты школьных инспекторов. Воспитание в виде классных руководителей осталось, но человека в форме рядом с детьми уже не было:

— Снижение всех показателей, в том числе по «пьяным» статьям, не потому что правонарушений стало меньше — существенно уменьшилось количество инспекторов ПДН, составляющих эти самые протоколы, — объясняет Татьяна Николаевна. То же самое отмечают и в школах. По словам директора одной из них, упразднение инспекторов ударило по выявляемости:

— Грубо говоря, остановилась работа с юными курильщиками и теми, кто выпивал. Мнение директора подтверждает статистика — после спада 2009-2010 годов, в 2011-м рост составил 450% (2 и 9 преступлений, совершенных малолетними в пьяном виде). В 2012 году таких преступлений было уже 13.

Через несколько лет, считает Татьяна Хайс, нарушителей может стать больше. Подобную тенденцию депутаты городской думы разбирали еще в прошлом году: показательной тогда стала «полторашка» пива, которую спикер Геннадий Русских отобрал у школьников.

Депутаты требовали вернуть в школы полицейских и усилить профилактику, но попытки окончились ничем — сейчас они собрались опять писать письмо в область после московской трагедии, когда школьник пришел на занятия с оружием.

В совокупности — ослабление контроля, вседозволенность в интернете и отсутствие грамотного психолога в школе (у нас всего три специалиста на все учебные заведения)- и привело к популярности стрелок.

Ограничить интернет

В комиссии по делам несовершеннолетних о будущем говорят неохотно: к проблемам, вероятно, приведет и количество матерей-одиночек, которое увеличивается с 2007 года:

— Я уже говорила, что большая часть так называемых трудных подростков воспитаны одинокими матерями, которые в большей степени обеспокоены тем, чем кормить ребенка и во что его одеть, нежели воспитанием. Это дает о себе знать в подростковом возрасте, когда инфантильность молодых людей, неготовность их к семейной жизни, беспечность и безответственность в общении с противоположным полом приводит к появлению ребенка, — кратко описывает Татьяна Хайс замыкающуюся таким образом петлю неблагополучной семьи.

Решение проблемы ищут — количество профилактических мероприятий растет ежегодно, но после резонансного сокращения инспекторов дело почти не сдвинулось с мертвой точки. Единственной позитивной мерой стало восстановление в большинстве школ ставок психологов и педагогов-организаторов, которым, по мнению комиссии ПДН, «хоть как-то удается» направлять энергию подростков в дружелюбное русло. Правда, эффективность от этой меры не самая высокая — несмотря на существующие в школах ставки психологов, некоторые специалисты находятся в декретных отпусках, а реальная массовая работа с детьми не ведется.

— Да и один психолог на тысячу детей — это тоже не панацея, — комментируют в учреждении. — Сейчас родители привыкают воспитывать ребенка спиной — с помощью компьютеров, смартфонов и маленького количества внимания.

В комиссии ПДН уверены, что параллельно нужно регулировать интернет-пространство. Необходимость уже несколько лет обсуждается госдумой. В одном из постов качканарского сообщества для подростков на прошлой неделе появился опрос: «Я плюнул учительнице в компот» с вариантами ответа — «отпустить грех» и «не отпускать». Большинство анонимов согласились с первым вариантом ответа.

Олег Берстенев, начальник Дежурной части:

— Лица, участвующие в драке, уже установлены. Также известно, кто выложил этот видеоролик в интернет. С родителями участников драки была проведена беседа, в рамках школы прошел классный час с участием сотрудника ПДН, который объяснил, к чему могут привести подобные деяния. Данные действия попадают под действие статьи №116 Уголовного кодекса о нанесении телесных повреждений.

На данный момент родители участниц драки отказались писать заявление о привлечении к какой-либо ответственности, поэтому 11 марта было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [1]
  •  
  •  
  •  
  •