
Анатолий Пьянков и Игорь Кукушкин
Мнения внутри профкома Качканарского ГОКа разделились
Тайные меры
На Качканарском ГОКе продолжаются воплощаться в жизнь идеи по сокращению издержек. Управляющий директор комбината Владислав Жуков подписал приказ, по которому с первого июля этого года премии сотрудников будут напрямую зависеть от общей прибыли комбината.
Это мера была разработана еще в конце прошлого года. Всю зиму велись споры, но в конечном итоге ее утвердили документально.
Профсоюзная организация против такого решения. Заместитель председателя профкома Владимир Помазкин не считает, что достижение запланированной работодателем суммы выручки комбината — это показатель успешной работы предприятия.
— Мы против снижения зарплаты работников, — заявляет он. — Мы проводили расчеты по планируемым показателям марта и выяснили, что люди неизбежно будут терять деньги. В среднем, по восемь и десять тысяч рублей. Это очень ощутимые суммы.
По этому поводу профсоюз планирует принять меры противодействия, но какие именно — зам председателя умолчал.
Пишут Путину
Профсоюз принял резолюцию против нового постановления управляющего директора. Председатель профкома Анатолий Пьянков в течение последних нескольких месяцев заявлял, что действия профкома — митинги, жалобы полпреду президента, в область и в Кремль — не повлияют на работодателя, то это приведет к решительным действиям членов профсоюза. К этим действиям он отнес забастовку и работу по правилам.
— Но законом определено, что на некоторых объектах забастовка запрещена, — говорит он. — Например, на тепловой электростанции (ТЭЦ). Поэтому надо смотреть, в каких цехах это возможно, а в каких нет.
Анатолия Пьянкова возмущает тот факт, что руководство комбината ведет диалоги с рабочими напрямую, а не через профком. Он считает, что рабочие должны работать, а не решать экономические проблемы комбината.
— Сторону рабочих представляем мы, — уверяет он. — А с простым монтером путей Жукову, наверно, легко разговаривать. Не хочу никого обидеть, но на рабочих местах информации меньше, чем у нас.
Профком подготовил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором описаны те же вопросы, которые неоднократно озвучивались Анатолием Пьянковым.
Прибыль исчезнет
По мнению депутата городской думы Габбаса Даутова, это письмо вряд ли сможет повлиять на сложившуюся ситуацию, потому что «президент далеко, поэтому вряд ли будет вникать лично».
— Работодатель не учитывает мнение трудового коллектива, поэтому ни о каком партнерстве речи быть не может, — считает он. — Если бы рабочие были собственниками предприятия, то было бы честно их наказывать рублем. Но они не собственники, поэтому за экономический курс комбината не отвечают. Они просто делают свою работу. Почему они должны страдать? Почему они должны отвечать за какого-то дядю сверху? Пусть этот дядя себе зарплату и снижает.
Габбас Даутов вполне допускает, что профком все-таки решится на «итальянскую» забастовку, и видит в ней допустимую меру воздействия.
— Рабочие правила призывают ответственно относиться к своему здоровью, — уверен он. — А люди нарушают это правило и работают в запыленных карьерах. Если же подходить к работе с выполнением всех правил, то работа встанет, потому что условий нет, которые соответствовали всем бы правилам. И прибыль, которая сегодня есть у Евраза, исчезнет.
Полномасштабная забастовка
Председатель профкома УГЖДТ Игорь Кукушкин в своем интервью «Уралинформбюро» заявил, что напрямую об «итальянской забастовке» никто пока решений не принимал.
— Естественно, это всегда на устах у работников, — признается он. — Когда что-то где-то звучит, подразумевается, что будет запущена работа по правилам. На самом деле, 10 лет назад, когда создавались первые забастовочные комитеты, работа по правилам была более весомой мерой в плане воздействия на работодателя. Что скрывать, в 2013 году работу по правилам делал только один коллектив цеха технологических перевозок (входит в состав УГЖДТ). И поэтому сейчас работники говорят — мы «итальянить» не будем. Если будет принято решение о полномасштабной акции в виде забастовки всем коллективом, мы готовы поддержать. А так, сами, идти на амбразуру мы не готовы. Все потому, что люди сейчас напуганы.
Свое недоверие к «итальянке» Игорь Кукушкин объясняет тем, что вся ответственность во время ее проведения ложится на работника, а не на профком. Если по какой-то причине работник сам не разберется в трудовых правилах и остановит работы в неположенный момент, то отвечать за это будет только сам работник. В случае полномасштабных акций такой вариант, по его мнению, исключается.
— Сам профсоюз разделяет позицию работников по поводу полномасштабной забастовки? — задает ему вопрос корреспондент.
— По крайней мере, я разделяю. В случае полномасштабной забастовки работники не будут нести ответственность. Отвечать будет организатор — профсоюзный комитет.
— А в случае с «итальянской забастовкой»?
— А тут вероятно такое: начинается «итальянская забастовка», работник должен соблюдать все инструкции и, если они нарушаются, прекращать работу. Но вдруг он по какой-то причине ошибся? Комиссия, которая придет его проверять, выявит, что работник неправильно «встал» и нарушил правила внутреннего трудового распорядка. Понятно, что профсоюз будет его защищать, но вся ответственность на работнике…
— В таком случае и опять вспоминая историю с машинистами, готов ли коллектив к ответным действиям руководства?
— Когда принимается решение о проведении акции протеста, мы должны пройти всю процедуру — собрания, конференции. Информация об этом не закрыта, мы будем уведомлять коллектив. Тут каждый должен принять решение, готов ли он к этой акции…
— В такой напряженной обстановке есть место компромиссу?
— Я считаю, что компромисс возможен. У нас есть время до 1 июля. Нужно еще раз садиться за стол переговоров и обсуждать ситуацию с учетом цифр. Не только экономики предприятия, но и ситуации на рынке железнорудного сырья — нужно понимать, по какой цене продают нашу готовую продукцию.
— Получается — либо компромисс, либо забастовка?
— Если работодатель в одностороннем порядке ведет работу, не слышит наши доводы и понятно, что будет снижение заработной платы, то профсоюзная организация должна отстаивать права. Для этого мы и наняты на работу.
Компромиссное решение, если оно родится, должно быть обоснованным. Если не будет обоснованных цифр, то и говорить не о чем.
Иван Стрыков, КЧ №20 от 18.05.2016 [1]
Жду ваших отзывов. На чьей вы стороне? Как Анатолий Пьянков — только за итальянку или как Игорь Кукушкин — считаете, что компромисс возможен, а забастовка должна быть только полномасштабной? Какие последствия для города ожидать потом? А может, лучше всего сейчас смириться с ситуацией и оставить все как есть, чтобы и этого не потерять? Звоните 6-50-03, 8-900-1974-701