С 1982 года она состояла в горно-металлургическом профсоюзе России, в структуру которого входит первичная профсоюзная организация «Качканар-Ванадий», исправно платила взносы. Большую часть жизни она проработала в ГОКе на разных должностях. В 2008 году перешла работать в профсоюзную организацию ГОКа и до декабря 2016 года работала там экономистом. Именно тогда ее должность в профкоме сократили. В течение года ей пришлось через суд восстанавливать свое право быть членом первичной профсоюзной организации комбината. Она выиграла — суд встал на сторону Ольги Гашковой и восстановил ее в профсоюзе.
В программе на радио «Мастер» (102,8 FM) с Ольгой Гашковой беседует Екатерина Карелина.
— Ольга, здравствуйте, как настроение?
— Доброе утро, добралась хорошо. Настроение превосходное, тем более в предвкушении отпуска.
— Вы восстановили свое членство в профсоюзе, теперь находитесь в каком-то другом статусе?
— Я член профсоюза с 1982 года, необоснованно была снята с профсоюзного учета в связи с выходом на пенсию. Таких прецедентов до этого не было. Пришлось восстановиться через суд. Анатолий Александрович Пьянков (председатель профкома — прим. ред.) восстановил меня на профсоюзном учете, но в статусе неработающего пенсионера. Возможно, для того, чтобы ограничить в правах. Хотя я работник дивизиона «Урал». Считаю, что на сегодня решение суда лидером профсоюзной организации не выполнено, потому что не определён порядок уплаты мной членских профсоюзных взносов, которые я должна платить в соответствии с уставом ГМПР. Согласно устава ГМПР, член профсоюза не уплачивающий в течение трех месяцев профсоюзные взносы, может быть исключён из профсоюза, а принимать членские взносы они у меня обязаны. Об этом конкретно указано в апелляционном определении суда.
— Как вы теперь поступаете с профсоюзными взносами?
— Я плачу их самостоятельно.
— С того момента, как вас восстановили, вы предлагали выплатить каждому денежную сумму из кассы профкома. Почему так долго профком не хотел рассматривать это предложение?
— Это предложение не родилось просто так. По роду своей работы я часто бываю в структурных подразделениях и встречаюсь с людьми. На таких встречах они спрашивали: «А будут ли выплаты от профсоюза, как в 2016 году?». Отсюда и пришла мысль выступить с таким предложением, ведь в этом году исполняется 100 лет Свердловской профсоюзной организации. Я подумала, что каждый член профсоюза должен почувствовать свою причастность к профсоюзному движению. Но в ответе мне указали, что это предложение не соответствует приоритетам деятельности профсоюза.
— То есть получается, тогда это соответствовало, а сейчас перестало соответствовать?
— Вот теперь и стало понятно, что в 2016 году выплата была точно под выборы председателя профсоюзной организации. А почему так долго принимали решение по моему предложению? Видимо, долго думали, как отказать.
— В итоге, что решили?
— Учитывая, что профсоюзному комитету моё предложение было представлено, как какой-то умысел, растрачивание профсоюзных средств, возможно, поэтому на заседании профкома было принято отрицательное решение.
— Как, по-вашему, эти самые денежные средства профсоюза должны лежать каким-то грузом, обеспечивая безопасность и, наверное, возможность забастовки? Или всё-таки должны как-то тратиться и работать?
— Тут надо понимать — для чего нужен профсоюз? Для ведения военных действий с компанией или всё-таки для людей и их защиты, материальной поддержки, организации досуга, отдыха? Для меня лично ответ очевиден — для людей. Поэтому считаю, что деньги должны работать, а не лежать. Так ведь и было раньше.
— А как было раньше?
— Мероприятий было больше, а сейчас я даже не могу вспомнить, какие массовые мероприятия были проведены профсоюзным комитетом за последние несколько лет. В цехах, конечно, мероприятия проводятся, но они не масштабны, они охватывают незначительную группу людей. Да и проводятся за счёт той части средств, которая остается в цехах, это всего 10% от уплаченных членами профсоюза взносов. Учитывая, что уровень заработной платы работников по цехам разный, получается кому-то достается меньше, кому-то достается больше. На фабриках, например, ниже, чем в Рудоуправлении. Можно было бы и больше отдавать денег цехам.
— В сравнении с НТМК, там такая система?
— Нет, там отдается, конечно, больше. Там отдаются практически все взносы, за исключением обязательных отчислений и общих расходов. Более того, профсоюз НТМК принимает активное участие в совместных мероприятиях комбинатов. На 2018 год запланировано больше 50-ти мероприятий, более их половины проводится совместно с профсоюзом НТМК. А вот у качканарского профсоюза только четыре. Три из них — это проведение профсоюзных дней в лагере отдыха «Чайка», которые проходят в рамках летнего отдыха детей. Надо отметить, что и работники нашего комбината с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с НТМК, только охват получается небольшой.
— Что же нужно изменить?
— Самое главное, нужно привести в порядок работу профсоюзного аппарата. На сегодняшний день никакой отчетности у них нет, работы толком нет, только разговоры, юридическая поддержка слабая. Либо безумные, во всех смыслах, решения — такие, как призывы к вступлению работников дивизиона «Урал» в Е-профсоюз.
Еще необходимо оказывать помощь председателям цеховых комитетов в решении возникающих проблем, решать вопросы при взаимодействии с руководителями цехов. Вся работа должна быть направлена на людей, вестись для людей.
Также важно уйти от практики протестных действий. Люди уже устали от войны, необходимо развивать социальное партнерство, надо уметь разговаривать и договариваться с работодателем.
— Ольга, вы ощущаете себя снова частью профсоюза?
— Двоякое чувство. Частью руководства профсоюза — нет, а вот частью большинства — да. Потому что с большинством сотрудников мы проработали достаточно долго, и они меня всегда поддерживали.
Екатерина Карелина
Статья из КЧ №13 от 28.03.2018 [1]
Смотрите также:
— Сотрудники УБЭП изъяли бухгалтерские документы в профкоме Качканарского ГОКа [2]
— Экономист профкома КГОКа добилась возврата в профсоюз через суд [3]