- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Город может заработать на производстве… мусора


В гостях у радиоведущих в прямом эфире на 102,8 ФМ председатель общественной городской комиссии по ЖКХ Геннадий Русских /фото Ильи Обухова

Геннадий Русских просит поддержать его инициативу, а взамен обещает, что деньги, оплаченные за вывоз мусора, вернутся в город или даже самому плательщику. Он приводит простой пример — его семья платит за 60 кг мусора в месяц на двоих, а собирает максимум 10

Александр Власовских: — Реформа ТКО, не говорит о ней только ленивый… Появилась внезапно, реализуется непонятно, из реальных ощутимых результатов только повышение тарифов. Откуда взялись эти рег.операторы? Чем они должны заниматься? И за что мы им платим деньги? Все эти вопросы мы зададим сегодня. Доброе утро, Геннадий Владимирович.
Геннадий Русских: — Здравствуйте.

А: — Что вообще такое эта мусорная реформа? Какие в идеале задачи она перед собой поставила? На какой стадии она находится сейчас?
Г: — Вся реформа по обращению с отходами имеет перед собой решение трех задач, которые я сформулировал.
Первая серьезная тема — это экология. Решение проблемы в том, чтобы сократить захоронения отходов на полигонах, тем самым уменьшить или исключить отрицательное влияние на экологию. Сегодня, эта задача обозначена президентом. По его указу, к 2024 году мы должны сократить захоронение отходов на 60%, а к 2030 году на 80%. Тем самым получить экологическое оздоровление захоронений и полигонов.
Вторая задача — экономическая. В результате разбора бытовых отходов, мы выделяем целую группу, которая может быть отправлена на повторное использование или переработку. К примеру, исследование совета при президенте РФ по правам человека — если в одном регионе будут отбирать отходы и перерабатывать их, ежегодно мы сможем извлекать доход экономики не менее 68 миллиардов рублей. То есть, сегодня мы миллиарды закапываем безвозвратно.

А: — Значительная сумма.
Г: — Очень значительная! Думаю, если бы считали в уральском регионе, она бы была не меньше.
Еще одна экономическая задача — это создание новой отрасли переработки с новыми рабочими местами, с миллиардными доходами. В условиях дефицита рабочих мест и экономики, это будет серьезным шагом для укрепления экономики.
Третья задача, которую решает эта реформа, — это социальная. Она, прежде всего, заключается в том, чтобы воспитать экологическую культуру у людей. Чтобы поведение человека было направлено на сохранение и оздоровление окружающей среды. Это три главные цели, которые ставит перед собой данная реформа.

А: — С задачами понятно, а на какой стадии их достижение?
Г: — Начну с себя, не буду давать оценку правительству, области, считаю, что сегодня мы должны исходить из такого принципа — все зависит от нас. Как мы будем себя вести, так и будем жить, как будем работать, так мы будем и богаты. Поэтому я хочу поделиться с качканарцами, что делаем мы, общественники.

Г: — Наша общественная комиссия по вопросам ЖКХ состоит из более 20 человек. Как только началась мусорная реформа, напомню, это было 1 января 2019, мы с первого дня ощутили, какие эмоции она вызвала у населения. Было множество вопросов и негодований. И нам пришлось приложить много усилий, чтобы разобраться.

Г: — А ответы, в первую очередь в том, чтобы защитить интересы населения. Вопросы по реформе распределились на две группы. Первая — необоснованные нормативы образования отходов, которые невольно дают завышение. Непонятно где взяли количество людей, почитали и установили, что столько-то килограммов мусора мы производим.
Второй — инвестиционная составляющая. Проведя определенный диалог с министерством ЖКХ и энергетики, к сожалению, конкретных ответов на эти вопросы мы не услышали. Те ответы, которые были получены, население не устраивало.

А: — Подождите, то есть это происходило так, — вы пришли и спросили, куда ушла инвестиционная составляющая? Что вам ответили?
Г: — Нам ответили, что все согласно их каким-то нормативным документам. Но мы эти нормативные документы, которые регулируют данную инвестиционную составляющую, к сожалению, не могли найти в том плане, в котором нам про них говорили. Поэтому, посоветовавшись в комиссии, мы поставили цель — помочь решить вопросы, которые возникают у населения.
Населению не интересно, как будет решаться эта проблема, им нужен результат. В связи с этим мы прекратили диалог вопросов и ответов и стали искать пути решения сами.
В первую очередь изучили зарубежный опыт, европейских и азиатских стран. Потом посмотрели на коллег, которые занимаются этим не первый год — Мытищи, Нижний Новгород, они раздельно собирают и утилизируют отходы.

Г: — Учитывая этот опыт, мы нашли очень интересный для себя документ, который, по моему мнению, сверхважен для всей системы государственного управления, документ о праве человека на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления. Руководствуясь полученными знаниями, мы выдвинули свои предложения по утилизации ТКО.

А: — Геннадий Владимирович, у вас есть конкретный план действий. Первый блок действий связан с пропагандой, обучением школьников, наглядная агитация, различные мастер-классы, листовки и другое. Почему именно так?
Г: — Чтобы не быть голословным, мы с комиссией направили на рассмотрение программу о раздельном сборе твердых отходов главе, депутатам думы. Центральным звеном программы является подготовка населения, их обучение.
Зачем? Потому что человек является исполнителем данной программы. Мы должны научить и сагитировать его. Причем заниматься обучением нужно с малого возраста, за рубежом это делается с детского сада, мы начнем со школ.
У нас уже создана городская рабочая группа, прошло второе заседание, и на следующем мы будем уже проговаривать совместно с представителями управления образованием, как реализовывать обучение детей.
Почему в первую очередь мы взялись за детей? Дети, придя домой, будут приучать к порядку и взрослых. Если мы будем продолжать обращаться с мусором, как сейчас, складировать его на полигонах, то экологическая обстановка будет только ухудшаться. Поэтому на сегодняшнем этапе жизни дети — наиболее заинтересованная часть населения, которая потребует от взрослых серьезного подхода к реализации реформы.

А: — Сколько будет стоить ваша программа городу, если ее внедрять? Каких затрат требует и какие выгоды сулит?
Г: — Я сейчас не могу обсчитать, назвать конкретную цифру, но есть механизм, где видно, каким образом данная программа может финансироваться. На сегодняшний день у нас есть инвестиционная составляющая, исходит она из тарифа, по которому мы платим за вывоз мусора. Как нам говорили, эти деньги уходят на инфраструктуру для обеспечения раздельного сбора мусора.

А: — Год сдавали, ничего не изменилось.
Г: — Да, к сожалению это так. Так получается, что сегодняшнее законодательство подвело субъект, который не был до конца проработан. Причем это не по всей области, а в основном по Северному округу.

Г: — Из этого положения выход есть, и мы конкретно предлагаем, в первую очередь, реализовать пилотный проект на базе муниципалитета. Почему на базе муниципалитета? Потому что сегодня в законодательстве очень много казусов, которые не дают возможность эффективно работать по реализации данной программы. По моему мнению, заключаются они в том, что муниципалитет не оправданно отведен на второй план, является, чуть ли не второстепенным лицом.

А: — То есть его никто не спрашивает?
Г: — Там написано, что муниципалитет участвует. Юридическая служба администрации проработала вопрос того, где чьи полномочия. И получилось так, что в полномочия муниципалитета входит только разъяснительная работа, а в остальном мы просто принимаем участие.
В каком виде участвовать, сегодня не знает никто, практики такой нет. Но есть практика реализации пилотных проектов. Чтобы уйти от выяснения взаимоотношений, на которое тратится огромное количество времени, которое, в свою очередь, для нашего населения, стоит дорого, мы пришли к реализации проекта.
Наш оператор, которому мы платим деньги, на вопрос о том, когда начнется раздельный сбор мусора, отвечает ориентировочно 2024-2025 год, а это еще пять лет. За этот период мы заплатим туда более ста миллионов рублей. Вот она, так называемая, инвестиционная составляющая. Мы сегодня говорим, что этих денежных средств нам хватит, и даже еще останется, если реализовать этот пилотный проект на базе Качканара.
Мы, кстати, не одни такие в области. Сегодня Нижний Тагил тоже ставит вопрос о реализации у себя на территории города проекта по раздельному сбору ТКО. Раздельный сбор отходов принесет людям положительные результаты.

А: — Почему?
Г: — В первую очередь, уменьшая захоронения, мы улучшаем экологическую обстановку. Увеличивая раздельный сбор отходов, который пойдет на вторичную переработку, мы уменьшаем оплату за захоронение отходов.

А: — Каким образом?
Г: — Отвечу. Допустим, наша плата на захоронение отходов составляет 100 рублей, на эту сумму мы захороним 100 килограммов отходов. Мы берем и начинаем сортировать мусор, и спокойно 50 килограммов отправляем на переработку, а это польза для экономики.

А: — Я же не просто так спросил, мы уже говорили, что какие-то умные дяди и тети без меня посчитали, сколько мусора я выбрасываю в год и за него плачу. Зачем мне еще заморачиваться с разделением мусора, если я буду платить столько же?

Г: — При переходе на раздельный сбор мусора, мы получаем право и возможность перехода на учет по факту производства мусора.

А: — Как эта система учета должна работать? Кто должен это учитывать?
Г: — Система учета должна работать на уровне оператора, который проводит захоронение отходов. Мы уже подготовили вопрос региональному оператору, насколько он технически готов к реализации этого проекта.

А: — Понятно, а если оператор скажет — нет?
Г: — Это еще больше скажет о том, что данной программой должен руководить не региональный оператор, а муниципалитет, потому что их интересы разнятся.
У муниципальной власти в первую очередь стоит задача защитить интересы населения. У регионального оператора, как у коммерческой структуры, получение прибыли.

А: — Есть вопрос, касающийся регионального оператора. Кто он такой, что он делает?
Г: — Региональный оператор, на мой взгляд, появился в этой реформе не от того лица, от которого должен был быть. На региональном операторе во многом возложены функции государства, а он не может их исполнять ни по своему назначению, ни по своей структуре без участия муниципалитета. Поэтому мы и просим отдать право управления процессом муниципальной власти. Все остальные должны быть помощниками.

А: — Люди хотят конкретики, присылают вопросы. Спрашивают — кто у нас региональный оператор? Уже два месяца нет квитанции.
Г: — У нас региональным оператором является компания ООО «Рифей», под ее управлением сейчас находится 23 муниципалитета. Ее контора находится в Тюмени, представительство есть в Нижнем Тагиле, есть выездной офис и в Качканаре, но они не всегда способны ответить на вопросы, возникающие у населения.

А: — Так что делать человеку, если ему не предоставили квитанцию?
Г: — Непредставление квитанции — это невыполнение полномочий регионального оператора. Сейчас я пока не могу ответить на этот вопрос конкретно, но мы запросили правительство области направить к нам на изучение соглашение между министерством энергетики и ЖКХ и региональным оператором. Главная задача — это увидеть, насколько выполнены обязанности по предоставлению качественной услуги. С учетом обращения населения, у нас есть все условия проработать возможность обращения в суд, как это делает сейчас Нижний Тагил.

А: — Давайте все же конкретно, по пунктам разберем вашу программу. Что она принесет для Качканара? Что должно появиться? Первый пункт — всеобуч населения. Второй?
Г: — Давайте для начала разберем, что нам нужно сделать, а потом за счет чего. Мы предлагаем и предполагаем, что с 2020 года стоит начать раздельный сбор мусора, а в первую очередь бумажные отходы. Бумажных отходов у нас 15-25 %.
Второе направление с 2021 года — сбор пищевых отходов в отдельный контейнер, с учетом классификации он должен быть черного цвета. И уже сегодня часть определенных пластиковых отходов мы готовы собирать в отдельный контейнер частного предпринимателя для передачи их на переработку. Если мы перейдем на такой сбор, то мы снизим захоронение отходов на 60 %, а еще повысим экономику, соответственно.
Как это сделать? В первую очередь муниципалитет обращается к губернатору Свердловской области о наделении муниципалитета правами по реализации пилотного проекта. Второе- после наделения правами мы приступаем к подготовке проектно-сметной документации. Чтобы работать на перспективу, мы должны запросить у правительства и перечень перерабатывающих предприятий, готовы ли они принять наши отходы.
Мы должны просчитать экономику, насколько это рентабельно. Кроме того, мы должны получить одобрение со стороны губернатора в части оформления муниципального займа для финансирования для создания инфраструктуры.

А: — То есть вы предлагаете платить инвестиционную часть не куда-то там, а оставить в городе?
Г: — Да. Сегодня, с точки зрения ответственности она обезличена. Мы предлагаем эти деньги переоформить в муниципальный заем. Так деньги остаются в городе, становятся подотчетными, появляется возможность возврата денежных средств населению, и люди видят, что деньги остаются в городе и идут на решение их жизненно важных задач, которые близки на их территории.
Так что, я думаю, чтобы не тратить время зря, мы должны идти по технологии раздельного сбора мусора через пилотный проект.

А: — Вы очень ратуете за мусорную реформу, за раздельный сбор мусора, а сами вы им занимаетесь?
Г: — Я занимаюсь этой темой с 2016 года, когда начали ставить отдельные контейнеры для пластика. Все свои органические, пищевые отходы я везу в сад, удобрять землю.
Вторые, пластиковые отходы, я несу Олегу Кирдяшкину на переработку. Что у меня остается для захоронения на полигоне, да практически ничего. Я мусор стал выносить раз в месяц, свой небольшой кулек, килограммов 4-5. Недавно вспоминал, что предпоследний кулек я унес 6 января, а следующий вчера, 9 февраля.

А: — При этом, сколько килограммов мусора прописали на вас?
Г: — Моя норма в многоквартирном доме составляет 30 килограммов на человека. Нас двое, получается 60. А по факту, десять бы набрать.

А: — Сколько вам понадобилось времени, чтобы войти в эту систему, приучить себя и домочадцев?
Г: — Тут, конечно, многое зависит от воли человека, от его позиции. Я адаптировался примерно 2-3 месяца, уточнял виды отходов, чтобы лишний мусор не складывать в другое место. Супруге пришлось потяжелее, но в мировоззрении мы сошлись, и она тоже адаптировалась.

А: — Как вы оцениваете перспективу вашей программы, примут ее в области или нет?
Г: — Логически рассуждая и исходя из здравого смысла, сегодня такой пилотный проект поможет области решить поставленные задачи.

А: — В завершении беседы, ваше обращение к горожанам по сегодняшней теме.
Г: — Уважаемые качканарцы, чем больше мусора мы будем сортировать и отправлять на переработку, тем меньше отходов пойдет на захоронение. Мы можем сами поспособствовать снижению оплаты за ТКО. А главное, в результате этого экономика будет получать дополнительный доход и оздоравливаться. Так позаботимся же о том, чтобы нынешнее и будущее поколение жило при хорошей экологии.

Статья из КЧ №06 от 12.02.2020 [1]

Интервью: Александр Власовских. Текст: Рита Власова.
Какого гостя вы хотите услышать в эфире? Позвоните и предложите по телефону 6-102-8.


Смотрите также:
В Качканаре готовят мусорную революцию [2]

  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •   [3]
  •  
  •  
  •  
  •