- Городской информационный портал Качканара - https://www.kchetverg.ru -

Первый зам мэра Качканара Алексей Гаршин о своем увольнении и причинах переезда в Москву

С этого года мэр Качканара Сергей Набоких остается без своей «правой руки» — его первый заместитель Алексей Гаршин, который занимался диверсификацией экономики и проектом горнолыжного курорта, уезжает на повышение в Москву.

О своей новой должности чиновник не распространяется, загадочно поясняя, что будет работать в муниципальной службе, но заниматься более стратегическими делами. Мэр, сообщая об увольнении своего зама, обмолвился, что тот едет в правительство страны.

Как между собой связаны сплетни и сорт его любимого сыра, почему первые полгода после избрания Набоких на пост мэра они не могли заниматься развитием города, застопорится ли с его отъездом работа по строительству курорта, мешают ли местные скептики продвижению проекта — на эти и другие вопросы Алексей Гаршин ответил в итоговом интервью.

— Когда вы приехали в Качканар, то говорили, что у вас есть конкретные планы и что высокопоставленные люди в Москве заинтересованы в развитии нашего города. Вы проработали в администрации почти три года. Чего удалось достичь?

— Мне, как максималисту, хотелось бы большего. Но определенных вех для города мы все-таки достигли, выйдя с небольшого муниципального образования в 44 тысячи населения на федеральный уровень.

Сегодня о нас знают в разных отраслях — начиная от прививок против ветрянки, когда Качканар стал единственным местом в России со 100% вакцинацией, и заканчивая масштабными проектами вроде диверсификации экономики, развития туристического кластера.

К сожалению, налоговая система и законодательство построены таким образом, что в маленьких городах недостаточно финансовых полномочий. Для того, чтобы что-то масштабно изменить, мы вынуждены работать с областными и федеральными структурами. Самостоятельно местная власть пока не может этого сделать. Хорошо это или плохо — вопрос философский.

Тем не менее мы, новая команда, смогли попасть в областные целевые программы. На это у нас ушел практически год. Первые полгода после избрания мэра в городе была негативная обстановка — на него нападали все, кому не лень. Дума занималась только тем, чтобы снять главу. Других вопросов просто не решали. Полгода мы были вынуждены заниматься только жесткой обороной. Конечно, текущую работу выполняли, поддерживали жизнедеятельность города, но на развитие времени и сил уже не оставалось.

Но за оставшееся время мы все равно смогли войти в областные целевые программы. Этот серьезный момент укладывается в одну фразу, но за ним стоит очень кропотливая работа многих людей. Я обращался с личной просьбой к подчиненным, многие работали бесплатно в выходные и сверхурочно. Денег платить им не было, потому что был кризис.

— Что будет после вашего отъезда? Не застопорится ли работа по диверсификации экономики?

— Сергею Михайловичу будет намного сложнее. На мне, как на первом заме, замыкались все стратегические вопросы. Некоторые из них даже напрямую не были связаны с моими должностными обязанностями. Когда нужно структурировать неопределенность, найти какое-то неординарное решение, предвидеть то, что будет важно или опасно для города — все эти вопросы мы решали в команде.

Но основные блоки, касающиеся проекта, проработаны. В разных вариантах — в программе по туризму, в программе по спорту. Все вымучено, выстрадано, сделано. Комплексные инвестиционные планы — КИПы — по поддержке моногородов тоже уже готовы и защищены. Как говорят: мы строили, строили и машину построили, на ней можно ехать, осталось только бензин залить. Также и в реализации этих проектов. Это готовый продукт, которым можно пользоваться.

Здесь дело уже за политической волей областных и федеральных властей, за влиянием нашего главы. Если Сергей Михайлович сможет пройти область и выйти на федерацию… Я и сейчас имею определенные связи, но с моим отъездом в Москву они укрепятся и усилятся. Мне будет значительно легче ему помочь. Я пообещал это сделать и, собственно, сделаю.

До выборов президента будет определенная стагнация. Никто не будет принимать каких-то принципиальных и резких решений. Пока этот период не пройдет, у Сергея Михайловича будет время подобрать кандидатуру для своего нового заместителя.

— Ваша новая работа связана с политикой?

— Не хочу конкретизировать, но да, меня пригласили, выдернули, забрали — не знаю, какой более корректный термин подобрать. Скорее пригласили, настойчиво пригласили люди, с которыми я уже очень давно связан по жизни — с одним человеком, например, знаком уже 20 лет.

Эти люди сейчас занимают очень серьезные государственные посты. Мой ресурс, как члена команды, необходим им. Я не вправе подвести этих людей, тем более понимаю, что там реально будет польза от моего опыта и ресурса.

Но часть моей жизни все равно останется в Качканаре. Как бы моя жизненная карьера не складывалась, буду всегда помнить этот город. Сергея Михайловича тоже никогда не забуду.

— На последнем совещании Сергей Набоких упомянул, что вы будете работать в правительстве страны. Это действительно так?

— Это не совсем корректное выражение. Да, эти люди работают и в правительстве, и в государственной думе, в других очень важных структурах РФ. Они серьезно влияют не только на политическую систему, но и на развитие страны в целом.

— Как будет называться ваша должность?

— Я пока не готов сказать. Если формально, то буду числиться на муниципальной службе. Если фактически, то буду участвовать в развитии политической и государственной жизни. Пока конкретизировать не могу.

— Вы не родились в Качканаре, прожили здесь всего три года. Как человек со стороны, что можете сказать о менталитете местных жителей?

— То мнение, которое сложилось по приезду, не изменилось. Менталитет очень интересный сам по себе. Я поездил по Среднему и Северному Уралу, могу точно сказать, что он отличается от среднеуральского.

Во-первых, город сам по себе молодой, люди жили здесь не столетиями, а приехали 55 лет назад со всей страны. Во-вторых, здесь были тяжелые условия жизни, комбинат строили в героических условиях. Естественно, слабые люди не выдерживали, уезжали. Происходил чисто человеческий отбор. Остались очень непростые люди.

Натура качканарцев — бунтарская. Это люди, которым нельзя приказать. Их можно убедить, влюбить в себя, заинтересовать. Не раз наблюдал со стороны, что когда человек пытается кого-то заставить, даже если это хорошее дело, тот все равно сделает наоборот. Эта черта характера мне очень бросилась в глаза.

— Не секрет, что часть населения скептически относится к строительству курорта — кто-то не верит, кто-то не одобряет. Влияет ли такое отношение на движение проекта?

— Мысли материальны. Когда человек настраивается на позитив, он формирует положительные флюиды.

Отрицательные мнения есть всегда. Не сказал бы, что это как-то катастрофически мешает. С другой стороны, если была бы критика была конструктивной, то это другое дело. Она как раз помогает увидеть те моменты, которые человек, занимающийся проектом, не видит. В данном случае скептицизм очень полезен.

Но мне не нравится, когда некоторые люди (Алексей Николаевич показывает на стену позади себя, далее по коридору находится кабинет спикера городской думы Геннадия Русских) выступают против всего. Что бы ты ни делал — все равно против. Хорошо, если мы ошибаемся, то предложи более лучший и правильный вариант. Допустим, мы не правильно выбрали линию диверсификации экономики. Какая линия тогда правильная? Но ведь ни одного предложения не было!

Алексей Гаршин приехал в Качканар три года назад из Воронежа. Сначала говорили, что его послали контролировать мэра-новичка. Однако впоследствии мэр и зам создали сильнейший тандем, целью которого стала диверсификация местной экономики

— Горнолыжный курорт — это ведь не первая идея, которую вы взяли в разработку, верно?

— В самом начале прорабатывалось несколько проектов — добыча скандия, добыча гранита и мрамора, переработки торфа, леса, хотели даже сделать мусороперерабатывающий завод… В общем, прорабатывали массу проектов, но они по тем или иным параметрам отпадали. Либо при практической реализации, либо после экономического анализа, либо при анализе рынка.

Затем, проанализировав и просчитав сферу туризма и спорта, мы взяли за основу проект строительства туристического комплекса. При чем расчеты делали не только мы, но и специалисты областного Министерства экономики, московские эксперты. Мы защищали наш проект на разных комиссиях — и в Министерстве соц.развития, и в Министерстве культуры и туризма.

В общем, я не против критических замечаний, лишь бы они были конструктивными. Хотя, с другой стороны, всем мил не будешь — кому-то нравится, а кому-то нет.

— Сергей Набоких — хороший мэр?

— Конечно. Это достойный человек для такой ответственной должности. Я бы просто не поехал работать в Качканар, если бы это было не так.

Кстати, говорили, что я приехал сюда от «Справедливой России», потому что Сергей Михайлович — справедливоросс. Это не так. Меня скоординировали совершенно другие люди из Москвы, которые сказали, что в Качканаре избрали адекватного и молодого мэра, который хочет реализовать здравые идеи.

— Что вам не понравилось в работе в Качканаре?

— Я бы выделил две проблемы, которые присущи всем маленьким городам. Во-первых, это нехватка кадров. Тяжело найти на определенную бюджетную зарплату специалиста с теми требованиями, которые хотелось бы видеть.

Во-вторых, сплетни. Это что-то нереальное. Может, качканарцы уже к этому привыкли, но я раньше жил в крупных городах и там такого не было. Примерно через месяц жизни в Качканаре я зашел в магазин, немножко задержался возле прилавка и продавщица мне сказала: «Сыр, который вы берете, будет в среду». У меня мама не знает какой сыр я покупаю, а тут совершенно незнакомый человек. И, поверьте, это самое безобидное. Бывает, такого о себе наслушаешься…

Информация расходится быстро, очень сильно искажается. Это не мешало в работе, хотя было очень неприятно. Но собака лает, а караван идет. Я не на том уровне и не в том возрасте, чтобы реагировать на подобные вещи.

Елена Ходырева


Смотрите также:
Высокопоставленный чиновник из Воронежа стал замом мэра Качканара [1]
Бывший заммэра Качканара Алексей Гаршин рассказал о своей новой работе [2]

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [3]
  •  
  •  
  •  
  •