В Качканаре произойдет реорганизация учреждений дополнительного образования

Родители детей, которые ходят в художественную школу, опасаются, что при реорганизации учебное заведение развалят. /фото Елены Ходыревой

Школы должны зарабатывать сами — в мэрии не видят иного пути существования и развития

Детскую художественную школу «насильно», вопреки мнению коллектива, присоединили к школе искусств. Одна из причин — руководство учреждения, в котором дети знакомились со скульптурой и живописью, не сумело поставить на поток платные образовательные услуги. Задуматься о бюджете директору «художки» предлагали еще несколько лет назад, но он проигнорировал рекомендацию своих коллег. Аналогичная судьба постигла ФКиС (физкультура и спорт), который присоединили ко Дворцу Спорта. На подходе музыкальная школа

Реорганизация учреждений доп.образования произойдет с первого декабря. Это окончательный срок. Детскую художественную школу присоединяют к ДШИ (школа искусств). Школу «Самбо и дзюдо», «Спартак» объединяют с ДЮСШ «Ритм». ФКиС (физическая культура и спорт) присоединяют ко Дворцу спорта.

Одними из первых бурно сопротивляться грядущей реорганизации начали родители тех детей, которые посещают ДХШ (художественную школу), и педагоги учебного заведения. В числе противников оказался даже депутат городской думы Дмитрий Савватеев, дочь которого обучается в выпускном классе «художки».

По планам чиновников мэрии, уже с первого декабря этого года художественная школа перестанет быть обособленным учреждением и будет присоединена к школе искусств (ДШИ). Узнав об этом, родители и педагоги сразу пришли к выводу, что спустя полтора месяца произойдет не реорганизация, а ликвидация школы. Куда они только не обращались — ходили на прием к мэру Сергею Набоких, беседовали с его замами, писали коллективное обращение в думу и прокуратуру.

До сих пор они придерживаются позиции, что присоединение художественной школы к школе искусств — нецелесообразно.

Чего боятся педагоги?

Педагоги, в первую очередь, боятся того, что школа искусств «поглотит» художественную, реорганизация повлечет за собой сокращение преподавателей, а учебный процесс будет серьезно нарушен. В качестве основного аргумента они приводят: школы имеют разное целевое направление. В своем заявлении в прокуратуру они пишут, что в ДШИ развивают общее эстетическое развитие ребенка, обучая его азам вокала, хореографии, рисования, а в ДХШ идет уже начальное профессиональное образование, здесь ребят с десяти лет начинают подготавливать к поступлению в ВУЗы конкретной тематики, обучая их скульптуре, живописи, истории искусств:

«Речь идет не о равноценном объединении двух школ, а только о ликвидации художественной, ведь она станет просто отделением школы искусств. При этом наша школа пролицензирована, полностью укомплектована. Численность учеников больше двухсот человек, что больше нормы. Процент наших ребят, которые поступают в ВУЗы, варьируется около 40%».

Свое официальное заявление они подытожили опасением, что реорганизация неизбежно приведет к сокращению педагогов.

Чего боятся родители?

Корень опасения родителей кроется в неизвестности. Сейчас ребята, проучившись несколько лет в «художке», по окончании обучения получают на руки специальный документ. С помощью него для абитуриентов немного упрощается процедура поступления в специализированные академии, университеты и колледжи. Если художественная школа станет отделением школы искусств, убеждены сегодня родители, то спасительная бумага при поступлении перестанет иметь вес.

При этом родители переживают, что с объединением двух школ может измениться процесс обучения детей художественному искусству. Они не исключают того, что новый директор объединенного учреждения «перемешает» науки и вместо конкретного направления их дети будут изучать все подряд — и танцы, и скульптуру, и рисование.

Позиция мэрии

Чиновники администрации, которые стали инициаторами реорганизации учреждений допобразования, уверены, что в объединении школ больше позитива, нежели негатива. Они подчеркивают, что никто не собирается закрывать художественную школу. Инициаторы признают, что ДХШ станет лишь отделением школы искусств, но при этом уверяют, что учебный процесс от этого не пострадает.

Для детей, которые изучают художественное искусство, видимых изменений не произойдет. Они будут заниматься в старом здании, у прежних педагогов, по привычным программам.

— Дети и педагоги не потеряют ни одного часа, вся программа будет сохранена целиком и полностью, так что качество образования здесь не пострадает, — подчеркнул представитель комитета по делам молодежи, культуре и спорту.

Единственный негатив, который произойдет в связи с реорганизацией, объясняют в мэрии, это сокращение администрации учреждения. То есть получается, что на две школы, ДХШ и ДШИ, в будущем будет один директор, один главный бухгалтер, в два раза меньше заместителей. Преподавательский коллектив останется работать в прежнем составе, обещают в КДМКС (комитет по делам молодежи, культуре и спорту). Экономия от сокращения руководителей — порядка 600 тысяч рублей в год. При этом, признаются в администрации города, реальный экономический эффект бюджет города получит лишь в 2012 году.

В следующем году деньги, сэкономленные на зарплате уволенных директоров и заместителей, уйдут на различные реорганизационные мероприятия — переоформление документов, получение новой лицензии.

Главное опасение родителей — то, что их дети по окончании обучения больше не будут получать аттестат художественной школы и, как следствие, не смогут поступать в специализированные ВУЗы, в мэрии называют не более чем заблуждением.

— Во-первых, никакого аттестата детям не выдают. Та бумага, которую они получают, называется свидетельством об окончании школы. При выпуске из ДШИ дети будут получать тоже свидетельство, только об окончании школы искусств, отделения художественного образования, — успокаивает представитель КДМКС. — Статус этого свидетельства ничуть не хуже. Переживаний никаких быть не должно.

Сэкономят на зарплате

Сотрудники мэрии признались, что мониторили вариант реорганизации трех школ — художественной, музыкальной, искусств на протяжении последних 6-7 лет. Впервые этот вопрос поднимался еще тогда, когда у власти стоял экс-глава Анатолий Калугин. Однако до поры до времени объединение откладывалось. Толчком для действия стал финансовый кризис. Сейчас дополнительное образование города нищенствует, денег хватает только на зарплату педагогов, порой средств не остается даже на оплату коммунальных услуг.

— Да, бюджет тех лет позволял нам содержать три школы, но сейчас ситуация в корне изменилась, — говорит Павел Голомидов, заведующий сектором культуры КДМКС (комитета по делам молодежи, культуре и спорту).

Как таковое развитие учреждений остановилось, сегодня чиновники ломают голову, решая только один вопрос — где взять денег. При этом в ближайшие годы, прогнозируют местные экономисты, ситуация не поменяется.

Один из способов выжить школам и учреждениям, в которых детей учат рисованию, танцам, игре на фортепиано, спорту — объединить их между собой. Таким образом можно будет сэкономить хотя бы на зарплате администрации, уверены в КДМКС.

— В школе искусств сегодня работают 15 педагогов, в художественной — 8. Суммарно, на 23 преподавателей мы имеем двух директоров, трех бухгалтеров, двух замов по хозяйственной части, несколько замов по учебно-воспитательной работе. В то же время, если провести параллель, в музыкальной школе — 34 педагога, один директор. Экономия фонда оплаты труда очевидна, — пояснил Павел Голомидов. — Для того, чтобы сохранить зарплату педагогов на имеющемся уровне и не допустить снижения рабочих часов, объединить ДШИ и ДХШ в одно учебное заведение — разумное решение.

Рисованию и пению должно учиться меньше детей

Это еще один камень преткновения. Согласно нормативам, в качканарских учреждениях допобразования (искусств, художественная, музыкальная, дом детского творчества) должно учиться 12% учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ. Это шестьсот человек. У нас по факту рисованием, танцами, футболом занимаются больше семисот детей, не считая ребят из ДДТ.

— По нормативам мы сильно зашкаливаем. Это очень хорошо, когда есть деньги в бюджете, но сейчас обстоятельства иные. В будущем мы будем вынуждены уменьшать сеть, так лучше сделать это сейчас, опережая события, — говорит Павел Голомидов. — При этом я ответственно заявляю, что от этого никто не пострадает.

На подходе музыкальная школа

У родителей, чьи дети посещают художественную школу, также вызывает недоумение тот факт, что объединяют всего два учреждения — ДШИ и ДХШ. По логике, рассуждают они, если и проводить реорганизацию, то к школе искусств необходимо присоединить еще и музыкальную.

— Вполне возможно, что это будет наш следующий этап, — прокомментировала замглавы по соцвопросам Елена Утягулова. — Вариант объединения всех школ мы также рассматривали, но даже если бы мы взяли именно его за основу, то новое учреждение все равно называлось бы школой искусств.

Безынициативность педагогов

Помимо экономии, по словам заведующего сектором культуры, имеется и другая сторона — развитие школ, повышение качества образования, продвижение внебюджетной деятельности.

— Художественная школа сегодня, по сути, ноль, я имею ввиду в плане работы администрации. Это видно, в первую очередь, и по состоянию здания. Школа искусств, напротив, показатель для всего города. Это учреждение идеально отремонтировано, а его материальная база — безупречна, — говорит Павел Голомидов.

Его мнение поддерживает замглавы по социальным вопросам Елена Утягулова.

— Павел Сергеевич правильно сказал, ДХШ сегодня находится в самом плачевном состоянии, несмотря на то, что получает ни на одну копейку не меньше, чем остальные. Мы постоянно бьемся с ней, замечаний там — выше крыши, но инициативы изменить положение дел нет ни от педагогов, ни от администрации учреждения, — прокомментировала она.

Еще несколько лет назад, по ее словам, администрация города встречалась с преподавательским коллективом «художки» и предлагала им развить внебюджетную деятельность, подумать о введении платных услуг. Например, организовать платные курсы для взрослых. Предложением мэрии заинтересовались только два молодых педагога, сотрудники комитета по делам молодежи, культуре и спорта работали с ними в этом направлении почти полгода — объясняли, разъясняли, как и что необходимо делать, учили. Именно тогда мэр Сергей Набоких предложил им вывести художественную школу в автономию — то есть, полностью перевести учреждение на самоокупаемость.

— Есть федеральный закон, который говорит, что к 2013 году большинство учреждений допобразования должны стать автономными. Вот мы и предложили коллективу ДХШ стать пионерами в этом деле, педагоги обещали подумать. На этом все и закончилось, — рассказывает замглавы.

О том, что коллектив худшколы не заинтересован в подобных переменах, говорит и председатель КДМКС Дмитрий Порываев.

— Мы неоднократно говорили, что необходимо продумать варианты развития внебюджетной деятельности, но со стороны школы никаких телодвижений нет. Это вина не только директора, но и всего коллектива. Говорить о том, что мы сейчас прижали их к стенке, некорректно, — пояснил он.

В качестве примера чиновники вспоминают беседу с одним из педагогов, которая несколько лет назад вышла из декретного отпуска. Тогда она пришла на прием в комитет с вопросом — почему у нее снизилось количество рабочих часов.

— Я объяснил, что мы переходим к новым формам работы, а именно развиваем внебюджетную деятельность. При этом я предложил ей организовать платную группу, чтобы она готовила для себя 7-8-летних детей (обучения в худ. школе начинается с 10 лет). Но преподаватель отказалась от моего предложения, мотивировав это тем, что хочет сидеть в бюджете, — говорит Павел Голомидов.

Сегодня в администрации города уверены — педагоги учреждений допобразования должны быть заинтересованы в появлении дополнительных платных услуг. Деньги, которые удастся заработать таким образом, пойдут, в первую очередь, на развитие.

Школы должны зарабатывать

Сопротивление педагогов, в частности, обусловлено тем, что раньше внебюджетная деятельность была необязательной. Денег в бюджете было много, на основные статьи расходов — коммуналку, зарплату, их хватало без проблем. Если руководители школы хотели, чтобы их дети чаще выезжали на конкурсы, в том числе и международные, занимались на современной аппаратуре и инструментах, они собирали с родителей так называемое добровольное пожертвование — каждый родитель ежемесячно платил фиксированную символическую сумму — 100-200 рублей.

— Раньше это было зовом души педагогов, их желанием развивать детей и процесс обучения. Но постепенно это стало необходимостью существования учреждений допобразования. В 2008 году мы стали их уже подталкивать к этому, а в 2009 году — требовать, — говорит замглавы Елена Утягулова.

Курс на развитие внебюджетной деятельности, по мнению чиновников, должны взять все школы допобразования. За основу, считают они, необходимо брать опыт школы искусств. Именно этим обусловлено присоединение ДХШ к ДШИ, которое можно считать своеобразной попыткой реанимировать художественную школу.

Развитие школы зависит, в первую очередь, от политики и инициативы руководителя. Кандидатура действующего директора художественной школы Александра Фыгина не устраивает ни сотрудников КДМКС, ни заместителей мэра.

— Он ничего не делает для школы, как руководитель, — выступила на заседании думской комиссии Елена Утягулова.

— Я к этому человеку отношусь с определенным доверием и уважением, — прокомментировал председатель комитета по делам молодежи, политике и спорту Дмитрий Порываев. — Еще в марте у нас с ним состоялся разговор. Я ему сообщил, что у него уже имеется три выговора, я готов подписать еще один, а это сразу увольнение. Одновременно с этим я попросил его представить кандидатуру нового директора. Он попросил дать ему возможность доработать до конца учебного года, к этому моменту он пообещал представить нового руководителя и совместно разработанную с ним концепцию развития внебюджетной деятельности. В итоге, что мы получаем. В конце учебного года, в мае, Фыгин уходит на больничный, после этого он без моей подписи идет в отпуск, потом опять берет больничный и до сегодняшнего дня болеет. Он игнорирует наш мартовский разговор. О какой заинтересованности в развитии школы здесь может идти речь?

Добровольные пожертвования

Внебюджетная деятельность школы искусств, на которую ссылаются чиновники мэрии, основана на добровольных родительских пожертвованиях. По идее, аналогичная схема действует во многих учреждениях допобразования, но система ДШИ является одной из самых успешных.

Обучение в школе искусств, рассказывает директор Ольга Тюленева, было платным всегда. До 2006 года взималась официальная плата, потом вышло постановление, согласно которому образование в школе искусств должно было быть бесплатным. С этого момента появились добровольные родительские пожертвования.

— У нас есть индивидуальные предметы, где педагог один на один занимается с ребенком, если это групповые уроки, то наполняемость класса маленькая, при этом на уроке должны присутствовать два преподавателя — основной педагог и концертмейстер. То есть, по себестоимости обучение для государства очень дорогое. При этом у нас нет финансирования ни из областного бюджета, ни из федерального. Нас содержит только муниципалитет, — рассказывает Ольга Ивановна.

В настоящее время, по ее словам, школы искусств по всей области, в том числе и Качканаре, поставлены «на колени». Местный бюджет спонсирует только три основные статьи расходов — зарплату педагогов, налоги и коммуналку. И то, коммунальные услуги бюджет оплачивает не полностью.

Добровольные родительские пожертвования — единственный возможный вариант для выживания и развития. С их помощью, говорит директор ДШИ, они оплачивают все остальные необходимые статьи — замеры сопротивления, тревожную кнопку, медосмотр сотрудников, наполнение питьевого фонтанчика.

В школе искусств сложилась традиция — за каждый месяц обучения ребенка родители вносят в фонд учреждения по 300 рублей. Обычно оплачивают сразу полугодие — 1500 рублей. Получается, что ежегодно с каждого ученика школа получает по три тысячи. Это, признается Ольга Тюленева, неоценимая поддержка для школьного бюджета.

— Если раньше на деньги родителей мы могли безбедно существовать, вывозить детей на разные конкурсы, в том числе за границу, шить шикарные костюмы, закупать различное оборудование — например, кондиционер в класс хореографии и огромные зеркала в актовый зал, привозить живые филармонические концерты сюда, то сейчас родительскими деньгами мы закрываем договора, медосмотры, курсы повышения квалификации, коммуналку. Сегодня мы без этих средств жить просто не сможем. Эти деньги для нас, нуждающихся, сейчас как Скорая помощь.

При этом, по ее словам, подобную систему привечают не все родители. Некоторых приходится убеждать, доказывать им необходимость платы, разъяснять, на что именно будут потрачены эти деньги. Расходование средств полностью прозрачно, ежеквартально бухгалтер школы отчитывается, пишет — сколько денег поступило на счет школы и куда они были израсходованы.

— Если родителям трудно одномоментно заплатить 1500 рублей, мы предлагаем на 2-3 раза растянуть оплату. Также у нас существует система преемственности. Например, мальчики-близнецы занимаются вместе, но родители платят как за одного ребенка.

Бесплатное обучение останется

Если учреждения сделают ставку на внебюджетную деятельность, говорит заведующий сектором культуры в КДМКС Павел Голомидов, это еще не означает, что исчезнут бесплатные занятия.

— Образовательные услуги, которые ребенок имеет право получать бесплатно, — играть на фортепиано, рисовать, останутся. Мы говорим лишь о том, что необходимо развивать дополнительные услуги, которые, по желанию родителей, дети смогут получать за определенную плату.

Елена Ходырева

Вы несогласны с позицией власти или с возмущением родителей? Вы считаете, что какая-то точка зрения не была освещена в публикации? Автор ждет ваших звонков. Поделитесь собственным взглядом на происходящее. Ваше мнение важно для нас.


Ссылки по теме:
Мэр Качканара объединил пять спортивных школ в три
Директора спортшкол Качканара хотят объединить три спортшколы в один клуб
Дума Качканара предположила, как будут жить городские спортшколы

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар Oper:

    Печально.
    Власть не дееспособна.
    Их, в Белом Доме, НАДО сокращать!!!, а не на местах.
    Садики объединяют, а УПРАВА как дурью маялась, так и мается, НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЯ.

    Набоких, если взялся за гуж, то должен (ОБЯЗАН Народом) удержать, а лучше приумножить, за ЧТО взялся!

  2. Аватар темыч)):

    эт че получается к ритму куда я хожу и занимаюсь плавонием, к нам самбисто дзюдоистов и боксеров присоеденят???

    вы че у нас размер ритма с садик мы и так там еле вмещаемся дак к нам еще и этихдрачунов присоеденят =-O

  3. Аватар zliuka:
    10630 wrote:

    за ЧТО взялся!

    Похоже он не за то взялся

  4. Аватар Kepochka:
    10630 wrote:

    Набоких, если взялся за гуж, то должен (ОБЯЗАН Народом) удержать, а лучше приумножить, за ЧТО взялся!

    Он не был готов стать мэром. Да и не сильно стремился, так как подавал свою кандидатуру не только на кресло мэра, но и на депутата. Так что не упоминайте его имени всуе, пусть дядька спокойно разрабатывает становление Качканара городом — курортом и всемирно известной горнолыжной базой… посреди шламов и карьеров. Чую, иностранцы к нам так и попрут подышать пылью и рентгенами. *CRAZY*
    Ох, люди, люди… на что вы повелись то… Может оно и правильно — мэров не выбирать, а назначать?

  5. Аватар Ignat:
    14342 wrote:

    эт че получается к ритму куда я хожу и занимаюсь плавонием, к нам самбисто дзюдоистов и боксеров присоеденят???

    Чем-чем ты занимаешься ? И кого к вам чего сделают ?

  6. Аватар patriot gold edition:

    в этой теме еще не говорили, что депутаты плохие? laugh
    калугин плохой, теперь набоких плохой\, кто следующий?

  7. Аватар Владимир ЗВЯГИН:

    в 74-75г.г. ходил на вечернее отделение качканарской «художки». Более нигде НЕ учился рисованию. Сегодня занимаю 23 место среди 1672 профессиональных художников на сайте Иллюстратор
    http://www.illustrators.ru/users/?page=3&sort=0

    самоОКУПАЕМОСТЬ школы — проЖект!!!

    Радоваться надо, что Дети ЗАНЯТЫ хорошим делом, не важно, получится из них потом ПРОФИ или нет.

    СОЗИДАТЬ сложнее, чем разрушать.
    Себе задаю вопрос, зачем выбирали «правителей», чтобы ПОРУШИЛИ то, что ОНИ не создавали? Получается так.

    Кстати, а в предвыборных обещаниях что было?

  8. Аватар темыч)):
    14355 wrote:

    14342 wrote:

    эт че получается к ритму куда я хожу и занимаюсь плавонием, к нам самбисто дзюдоистов и боксеров присоеденят???

    Чем-чем ты занимаешься ? И кого к вам чего сделают ?[/quote]

    Школу «Самбо и дзюдо», «Спартак» объединяют с ДЮСШ «Ритм».

    написано же выше

  9. Аватар ignat:
    14373 wrote:

    14355 wrote:

    [quote comment="14342"]эт че получается к ритму куда я хожу и занимаюсь плавонием, к нам самбисто дзюдоистов и боксеров присоеденят???

    Чем-чем ты занимаешься ? И кого к вам чего сделают ?[/quote]

    Школу «Самбо и дзюдо», «Спартак» объединяют с ДЮСШ «Ритм».

    написано же выше[/quote]

    Вообще-то я о «правильнописании». Обычно человек как пишет — так и думает. С ошибками.
    А смысл понять-то несложно. Пока ещё…

  10. Аватар Владимир ЗВЯГИН:

    Быть чиновником в Качканаре сегодня очень выгодно. Это — залог безбедной старости. Для того, чтобы в будущем ежемесячно получать прибавку к пенсии порядка 20 тысяч рублей, мэру и председателю думы необходимо отработать на своем посту всего четыре года.
    https://www.kchetverg.ru/2010/04/13/deputaty-kachkanara-obespechili-sebe-bezbednuyu-starost/

    О себе, ЛЮБИМЫХ, не забывают избранники народные.

    К совести призывать — не перспективное ДЕЛО!!!
    Вывод, думайте САМИ, а нужна ли такая Власть НЫНЕШНЯЯ, что городская, что думская?, разрушающая, а НЕ созидающая?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.