Уволили за два дня до сокращения
Диспетчер «Уралспецстроя» пыталась в суде доказать, что она — не прогуливала работу. Судья посчитала иначе
В августе этого года часть сотрудников предприятия «Уралспецстрой», которое выполняет гоковские подряды, были поставлены перед фактом — через два месяца их должности будут ликвидированы. В их числе была жительница Качканара Юлия Епифанова — диспетчер транспортного цеха.
За девять дней до сокращения, 22 сентября, девушка ушла на больничный. В последующие дни ее здоровье ухудшилось, врачи рекомендовали продолжить лечение в больнице Екатеринбурга. Для этого, вспоминает Юлия, она попросила врача закрыть больничный, несмотря на то, что состояние не улучшилось. 27 сентября ее выписали. Но так как стационарное лечение в областном центре начиналось с 29 сентября, то один день — 28 сентября — оставался рабочим. По словам Юлии, из-за болезни ей тяжело было выйти на работу, поэтому она написала заявление на день без содержания.
— Заявление было принято и подписано моим непосредственным начальником — главным механиком Алексеем Карандасовым, — впоследствии рассказывала девушка на суде.
Последующие две недели, до 14 октября, она находилась в больнице. На тот момент Юлия предполагала, что ее, как и планировали ранее, сократили с первого октября. Спустя три дня после выписки, 17 числа, она получила письменное уведомление, что ей необходимо явиться в отдел кадров за трудовой книжкой.
В отделе кадров, вспоминает девушка, она с недоумением узнала, что была не сокращена, а уволена с предприятия. Её ознакомили с актом, согласно которому 28 сентября она отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины.
— Мне заявили, что если я не соглашусь на увольнение по собственному желанию, меня уволят за прогул, которого в реальности не было. Документы о моем увольнении «по-собственному» были оформлены задним числом. Под давлением руководства я их подписала, — говорит Юлия.
После этого она обратилась в суд с иском, чтобы доказать, что увольнение — незаконное и необоснованное. В случае, если нарушение её трудовых прав будет доказано, девушка планировала через суд восстановиться на работе, а так же взыскать с «Уралспецстроя» 10.000 рублей за моральный вред и 5.251 рубль за судебные расходы.
Судебное разбирательство состоялось на прошлой неделе, 25 ноября. От «Уралспецстроя» на суде были директор Наил Касимов, кадровик и юрист. Они пояснили, что заявление Юлии не было подписано ни руководителем предприятия, ни его заместителем. Это, по их словам, означает отказ в предоставлении отгула, поэтому 28 сентября Юлию Епифанову ждали на работе. Подписи непосредственного начальника в лице главного механика Алексея Карандасова, пояснил юрист, было недостаточно.
Главный механик, выступая свидетелем в суде, пояснил, что советовал девушке подписать заявление у вышестоящего начальства, но поскольку она плохо себя чувствовала, то пообещал сделать это сам.
В тот день он отнес заявление Сергею Липатову — замдиректору по производству, который оставил неподписанный документ у себя. О том, что бумагу так и не подписали, главный механик сообщил Юлии 28 сентября за 25 минут до конца рабочего дня — через несколько часов девушка должна была уехать в областную клинику.
В суде Юлия Епифанова рассказала, что прежде, отпрашиваясь на сессии или больничные, она всегда отдавала заявления своему непосредственному начальнику — Алексею Карандасову. Проблем с подписями, по ее словам, никогда не было. Именно поэтому, уезжая на лечение, она не сомневалась, что руководство в курсе.
Представители УСС объяснили в суде, что по правилам внутреннего распорядка работник получает право на отпуск или отгул только тогда, когда на заявлении появится резолюция директора предприятия. Разрешение главного механика, по их данным, не даёт такого права. Юлия Епифанова говорит, что не была ознакомлена с этими правилами.
Зам по производству, как было сказано в суде, не стал подписывать заявление, так как тот день был принципиально важен для работодателей.
— Человек, не предупреждая уходит на больничный, мы в срочном порядке ставим другого человека. Возникают кое-какие вопросы. Куда ушло дизтопливо? Кто кого заправил? Кто где отработал с начала месяца? И почему после неё не работает компьютер? К концу месяца нужно было знать ответы на эти вопросы, и человека ждали на работе, чтобы она все объяснила, — пояснил Наил Касимов, руководитель предприятия.
Юрист Юлии Епифановой — Сергей Саркисов — просил суд обратить внимание на показания свидетелей, что раньше сотрудники передавали заявления всегда через непосредственных начальников. По его мнению, девушка приняла всевозможные меры, чтобы сообщить работодателю о необходимости отгула. Он подчеркнул, что о проблемах с заявлением ей сообщили поздно и она не успевала принять меры.
Ответчики в свою очередь парировали, что если работник не ознакомлен с правилами внутреннего распорядка — это полностью его вина, потому что незнание «закона» не освобождает от ответственности.
В итоге судья, проанализировав документы и показания свидетелей, встала на сторону «Уралспецстроя».
«На негласные правила нельзя полагаться»
Председатель комитета по правовой работе и трудовым отношениям мэрии Ольга Вепрева подтверждает, что вопросы о порядке подачи заявлений на дни отгула должны быть прописаны в правилах трудового распорядка. На негласные правила, советует юрист, полагаться нельзя, лучше делать все строго по инструкции.
В случае, если человек не знал об инструкции, то, по мнению Ольги Дмитриевны, это вина кадровых работников — именно они обязаны доводить до сведения сотрудников информацию о всех правилах предприятия. Те, в свою очередь, должны поставить под ними роспись, что ознакомлены.
— Не надо расписываться под тем, чего ты не читал, — советует председатель правового комитета.
При этом она подчеркивает, что если в организации предусмотрено, что любые заявления согласуются с непосредственным руководителем — это одно, если только с согласия вышестоящего руководителя — это другое. Например, сотрудники мэрии при получении разрешения на дополнительный день отдыха должны получить две росписи — своего начальника и главы администрации.
Екатерина Беспятых
Приходилось ли вам сталкиваться с нарушением ваших трудовых прав?