Перспективы добычи скандия из шламов КГОКа

Почему в восьмидесятых годах качканарская власть отказалась от столь прибыльного проекта

Так как производство требует миллиардных вложений, то оно, по мнению профессора УрО РАН Сергея Яценко, будет рентабельно лишь при выработке, как минимум, десяти тонн металла в год. Немасштабное предприятие, которое будет добывать меньше, будет просто нерентабельным для инвестора:

— Даже добавление в серную кислоту фторидных солей не обеспечивает полного извлечения редкоземельного металла, — отмечает ученый, и вспоминает, что ранее использование таких грубых химикатов позволяло извлекать до пятидесяти процентов содержащегося в шламе скандия.

Эти данные расходятся с цифрами, которые приводит Виктор Сухомлин. По словам экс-главы Качканара, который разрабатывал первый проект гидрометаллургического предприятия, содержание редкоземельного металла в «хвостах» ГОКа — порядка 150 граммов на тонну. Если учесть, что за годы работы комбината на отвалах лежит уже больше двух миллиардов тонн шлама, производство может быть очень рентабельным.

Впрочем, экс-мэр считает, что сейчас говорить о подобном предприятии преждевременно:

— В свое время добычу редкоземельного металла решили организовать в Качканаре, потому что был определенный заказ и интерес со стороны военной промышленности, — поясняет Виктор Сухомлин, который в 1992 году приехал в Качканар из казахстанского города Шевченко, где ему с группой технологов удалось развернуть производство скандия.

Тогда, по его словам, завод начали создавать под руководством дирекции ГОКа — процесс дошел до оптимизации технологии. Добычу скандия успешно опробовали на красноуральском химзаводе, где имелось оборудование для подобного производства.

— Потом настали «темные» времена и появилась проблема отсутствия рынка, — вспоминает Виктор Сухомлин.

Изделия с прочностью стали и весом алюминия, имеющие почти уникальные свойства, по его словам, не нашли спроса: после развала Советского союза все государственные заказы сошли на нет, а гражданского рынка не было в принципе.

— Хотя идеи были: качканарский скандий мог применяться при изготовлении кузовов новой модели отечественных авто, — поясняет экс-мэр.

Тогда, по его словам, пробные сплавы отправили на АвтоВАЗ, где из нашего скандия сделали действительные, как уверяет он, качественные детали.

— Впрочем, тогда и эта затея накрылась мохнатым тазом, хотя успешная с технической точки зрения работа продолжалась до 1996 года, — отмечает технолог.

Статья из КЧ №52 от 25.12.2013


Смотрите также:
КГОК. Шламы. Скандий. Китайцы. Серная кислота
Последствия разработки скандия из шламов: «море кислоты»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.