Зачем объединили детдом и Центр социальной помощи семье и детям


В утренней программе «С той ноги!» на 102,8 ФМ заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе Центра социальной помощи семье и детям Светлана Сухих (справа) и заведующая отделением социальной реабилитации Ирина Мещерягина

О невидимой большинству качканарцев работе людей, ежедневно работающих с детьми, которые остались без родителей, даже временно

Инна Урман: — Раз вас двое, разбираться будем по пунктам. Начнем с функционала. Светлана, чем конкретно вы занимаетесь?

С: — Я курирую деятельность всех отделений, которые обслуживают население города. В центре есть специалисты, которые могут помочь людям оказать социальную, юридическую, психологическую помощь. Моя задача организовать работу так, чтобы все было максимально эффективно, а люди остались довольны.

И: — Понятно. Ирина, а в чем заключается ваш функционал?

Ир.: — А я могу сказать, что я мама 24-х замечательных детей. В моем подчинении около тридцати специалистов, которые помогают в работе с детьми.

И: — А это те дети, что временно проживают в центре?

Ир.: — Сейчас и те, что временно, и те, что постоянно.

И: — Совсем недавно, 1 апреля, Центру исполнилось 15 лет. Также не так давно к социальному Центру помощи семье и детям присоединили детский дом. Что изменилось в вашей работе? Для чего это было сделано?

С: — Изменилось то, что раньше детские дома относились к системе образования, главной задачей было воспитание и адаптация детей. Сейчас семейная государственная политика направлена на то, что детям, как воспитанникам детского дома, так и детям, проживающим в семьях, должна оказываться комплексная помощь. Начиная от профилактики и заканчивая устройством в семьи. Теперь главная задача, чтобы дети жили в семье, все направления, как профилактика, сопровождение, постинтернатное сопровождение выпускников, велись и развивались несколько лет в центре социальной помощи. Как раз объединение, реформирование детских учреждений на территории города и позволило решить задачу оказания комплексной помощи.

И: — Сколько, получается, детей добавилось?

С: — Сейчас все дети и временно проживающие, и постоянно, живут в одном здании, всего их 24 человека.

И: — То есть те детки, что находились в детском доме, переехали к вам в центр?

Ир.: — Нет, это мы с детками из центра, переехали в здание детского дома.

И: — Давайте кратко о коллективе, какие специалисты работают?

С: — В штат входит 91 сотрудник. Помимо административно-управленческого персонала и специалистов, обеспечивающих процесс оказания услуг, наше главное достоинство — это психологи, специалисты по социальной работе, юристы, учителя-дефектологи. Также в центре есть инструктор АФК (адаптивная физическая культура — прим.ред.), который работает с детьми инвалидами, воспитатели, младшие воспитатели и так далее. В принципе, сотрудников достаточно для обеспечения помощи семьям. Постоянно внедряются инновационные технологии.

И: — Что за инновационные технологии? Кто этим занимается?

С: — Все специалисты стараются идти в ногу со временем. В настоящий момент у нас развивается сопровождение замещающих семей.

И: — Что это такое?

С: — Это целое отделение, в котором работают специалисты по социальной работе, педагог-психолог, оказывают помощь замещающим семьям с целью профилактики отказов. Делают все, чтобы опекуны и приемные родители не возвращали детей обратно.

И: — Получается, замещающие семьи — это семьи, которые берут деток к себе. А что, бывали случаи, когда детей возвращали обратно в учреждение?

С: — К сожалению, да. Как раз работа данного отдела помогает этого избежать.

И: — Ирина, в чем конкретно заключается ваша работа с детьми?

Ир.: — На сегодняшний день у меня три группы ребят разного возраста, от трех до 18-ти лет. В каждой группе по восемь детей, ко всем группам прикреплены воспитатели, которые работают по сменному графику работы. Социальный педагог, педагог-психолог и специалист по социальной работе также оказывают помощь детям в обучении и адаптации. Есть еще и дополнительное образование, в штате имеется педагог по физической культуре, инструктор по труду, музыкальный работник.

И: — При всем этом, дети посещают обычную школу?

Ир.: — Обязательно.

И: — Не все жители нашего города могут оценить работу центра помощи семье и детям, высказываясь, что эту работу видят только те, кому эта помощь необходима. Ирина, как вы относитесь к такому изречению?

Ир.: — Я думаю, что от части они правы. Каждый человек, сталкиваясь с какой-то проблемой, вспоминает, что есть такая служба, где возможно мне помогут. Сейчас про нас говорят уже не понаслышке, мы развиваемся, принимаем участие в городских мероприятиях, организовываем свои, направленные на мониторинг. Тесная взаимосвязь у нас со школами и садиками.

И: — А как происходит эта взаимосвязь?

Ир.: — Например, школы помогают нам благотворительностью, совместно проводим субботники, мастер-классы и другие мероприятия. С помощью городской думы мы посещаем музеи, развиваемся культурно. Нас регулярно посещает молодежная дума, которая помогает в профориентации. Также бывает, что помощь нам оказывают предприниматели.

И: — Ребята у вас живут до 18-ти лет, после отправляются в свободное плавание, вы следите за их дальнейшей жизнью?

Ир.: — Непременно. У нас даже есть случаи, что ребенок, достигший совершеннолетнего возраста, жил у нас. Это называется постинтернатное сопровождение, где с 18 до 23 лет мы можем принять человека в учреждение, если у него нет места проживания. Сейчас у нас живет такой молодой человек, мы занимаемся его трудоустройством, готовимся к армии (смеется).

И: — Но ведь не все дети, находящиеся в учреждении, без родителей? А как они попадают к вам?

Ир.: — Конечно, есть дети, у которых есть родители. Попадают они к нам разными способами. Есть те, у которых в семье социально-опасная ситуация. Срок их нахождения у нас составляет максимум полгода, но мы стараемся не тянуть время, а начинаем работать с семьей, чтобы исправить ситуацию, и ребенок мог вернуться домой.

И: — А вы даете им видеться с родителями?

Ир.: — Конечно, это у нас не возбраняется.

И: — А дальше? Ребенка отдали обратно в семью, проводится ли какой-то мониторинг?

Ир.: — Мы передаем информацию в субъекты профилактики отделения социально-правовой помощи. Они уже ставят семью на внутренний контроль и курируют, чтобы ситуация ни в коем случае не ухудшилась.

И: — Светлана, тогда вопрос к вам — как долго центр социальной помощи может курировать такую семью?

С: — В зависимости от проблемы. В настоящее время, на социальном обслуживании состоит 34 семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

И: — Трудная жизненная ситуация, это что за ситуация?

С: — Проблемы разные, бывают не оформлены пособия на детей, имеются задолженности по квартплате, дети не устроены в детский сад. Могут быть трудности психолого-педагогического характера, проблемы детско-родительских отношений. Проблемы разные, и хорошо, когда родители сами обращаются в центр. Когда идут навстречу, проблема решается быстро. Но, зачастую, родители злоупотребляют алкоголем и не исполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. В таких случаях семьи берутся на контроль без их желания.


В утренней программе «С той ноги!» на 102,8 ФМ заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе Центра социальной помощи семье и детям Светлана Сухих

И: — А бывали ли такие случаи, когда с семьей были проведены все профилактические действия, они вроде исправились, а потом вновь ситуация повторяется?

С: — К сожалению, да. Бывает так, что данные семьи годами стоят на учете, поэтому так важно вмешательство социальных служб, чтобы дети не попали к нам в стационар и уж тем более, чтобы родителей не лишили их прав. Это и есть профилактика социального сиротства. Наша задача помочь семье стабилизировать ситуацию, чтобы не довести до лишения родительских прав. Получается, на сегодняшний день у нас 34 семьи, в которых воспитывается 64 несовершеннолетних.

И: — А вот это число семей с каждым годом растет или уменьшается?

С: — Одни семьи снимаются, другие ставятся. Количество семей, примерно, одно и то же. Но кроме этого, есть семьи в социально-опасном положении. Это еще 22 семьи, где родители злоупотребляют алкоголем. Но в работу с ними включаются все субъекты профилактики.

И: — Какие услуги предоставляет социальный центр для детского населения? Для взрослого?

С: — Родители, воспитывающие детей, могут получить следующие услуги. Психологическая, педагогическая, коррекция педагогической запущенности детей — здесь предусмотрены как проблемы с поведением, так и с познавательной сферой. Юридическая в предусмотренных рамках. К бесплатной помощи по данной категории относятся граждане, у которых низкий прожиточный минимум, льготы. Более подробная информация по данной категории есть на нашем сайте. Также правовая, обеспечение малообеспеченных семей вещами. Мы проводим различные акции, например «Семья помогает семье» или «Подари ребенку сказку». Также специалисты содействуют в оздоровлении и летней занятости детей, содействуют в получении льгот и пособий. Все это происходит при взаимодействии с другими организациями. При этом, все услуги центра являются бесплатными.

И: — А если что-то произошло со взрослым человеком, потерял документы, остался без жилья, по таким вопросам тоже к вам?

Ир.: — Нет, этим занимается центр «Забота». Мы работаем только с семьями, где воспитываются дети до 18 лет, с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и с детьми от 18 до 23 лет, если ранее ребенок находился у нас под надзором. Но если взрослый человек придет к нам, мы в любом случае проведем консультирование, свяжемся с центром «Забота», поможем вещами, если это необходимо.

И: — А дети-инвалиды тоже зарегистрированы у вас? Какую помощь вы оказываете им?

С: — На сегодняшний день на территории города зарегистрировано 197 детей-инвалидов, и все они у нас на обслуживании. Недавно у нас открылась группа дневного пребывания, где дети проходят пятнадцатидневные курсы реабилитации. Это очень перспективное на сегодняшний день направление, дети днем находятся в центре, с ними работают специалисты, также обеспечено трехразовое питание. С детьми занимаются логопед-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор АФК. Также проводятся мероприятия по социо-культурной реабилитации, дети посещают контактный зоопарк, конноспортивный клуб, сенсорную комнату, различные экскурсии. Кроме того, семьи с детьми-инвалидами могут придти к нам на консультацию и занятия вне групп. Еще работает клуб помощи родителям, где они могут поделиться друг с другом опытом, получить консультацию специалистов.

И: — А это пользуется спросом?

С: — Еще как. Также детки активно учавствуют в различных конкурсах. Взять, к примеру, нашего Илью Нестерова. Это очень талантливый мальчик, он особенный, у него аутизм. Что это значит? Эти дети особенно чувствительны ко всем воздействиям, то есть они воспринимают мир совершенно по-другому, всего боятся, и совершенно не способны самостоятельно находиться в обществе. Илье сейчас 17 лет, но у него восприятие мира, как у малыша, все трудности он преодолевает с помощью своей мамы. Парень просто удивительно поет. Он прошел отборочный тур в XII международном фестивале творчества для детей с ОВР «Шаг навстречу». Сам конкурс будет проходить в Санкт-Петербург с 25 по 30 июня 2019 года. Для этого ребенка настолько важное событие, что мы всеми силами центра стараемся ему помочь, чтобы он туда поехал.

И: — А почему он может туда не поехать?

С: — Трудность заключается в финансовом положении. Мама воспитывает ребенка одна, а сумма для поездки не маленькая. Поездка на конкурс выходит примерно на 53.400 рублей. Собрать осталось около 45 тысяч. Мало того, деньги нужно собрать в кратчайшие сроки, до 25 апреля их нужно отправить организаторам конкурса. Поэтому мы обращаемся ко всем неравнодушным — помогите Илье, пусть небольшую сумму, но она очень важна для него. Когда он поет, он настолько расслабляется на сцене, он чувствует себя обычным ребенком. Кстати, песня у него называется «Русский парень».

Реквизиты для перечисления: номер пенсионной карты Сбербанка на имя Нестерова Ильи Борисовича 639002169055388470. Телефоны для справок 8-904-169-54-46 (Короткевич Марина Николаевна- завЦСПСиД), 8-912-228-64-69 (мама Ильи Татьяна Юрьевна).

И: — У меня вот главный вопрос, почему организаторы конкурса организовывают мероприятие, а саму поездку нет?

Ир.: — За организаторов я, конечно, ответить не могу. Мое мнение, что либо слишком много таких деток, и не хватает выделенных средств, а может, действительно, плохо организовали.


В утренней программе «С той ноги!» на 102,8 ФМ заведующая отделением социальной реабилитации Ирина Мещерягина

И: — А у вас, среди проживающих детей в центре, есть особенные?

Ир.: — Есть, три человека.

И: — К ним нужен какой-то особый подход, отдельные занятия?

Ир.: — Они, как обычные детки, общаются со всеми. Но по некоторым показаниям, бывает, что они живут по одному в комнате, чтобы у них было личное пространство. В зависимости от сложности диагноза, кто-то учится в обычной школе, кто-то в коррекционной.

И: — Ирина, у вас есть такая возможность, рассказать какая помощь требуется детям, которые находятся в учреждении?

Ир.: — Мы никогда не отказываемся ни от какой помощи. Нам помогают горожане, власть, предприниматели. На сегодняшний день хотелось бы провести некоторые ремонтные работы в отделении, где живут дети.

И: — А где оно находится?

Ир.: — Мира-42, здание детского дома. После соединения мы провели небольшой ремонт, но комнаты все же желают лучшего. Мы планируем начать ремонт своими силами, подали заявку в министерство, теперь ждем ответа.

И: — А город вам помогает?

Ир.: — Помогает город, помогают ветераны военно-морского флота, ветераны министерства внутренних дел, городская дума, молодежная дума. Один из примеров — с сентября мы будем посещать бассейн, в этом нам помогла городская дума, заложив в распределение бюджета помощь для нас.

И: — А если ребенок захочет посещать какие-то секции, но они платные?

Ир.: — В основном, секции для детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатные. Есть, конечно, ребята, чья семья просто находится в трудной жизненной ситуации, с ними сложнее. Но мы выходим на администрацию, договариваемся.

И: — Ребята вырастают, уезжают. А приходят ли потом обратно? Есть ли у вас какие-то вечера встреч?

Ир.: — Есть. Вечера встреч организовываем осенью, ребята приезжают, общаются, встречаются. Есть те, которые приезжают на выходные, приходят в гости к воспитателям, опять же общаются с детьми. Приходят целыми семьями, вылетели из гнезда, отучились, создали свою семью, но про нас не забывают.

И: — Получается, вы уже бабушка? (смеется)

Ир.: — Да, уже не только мама, но и бабушка (смеется).

И: — Светлана, что самое страшное в вашей работе?

С: — На мой взгляд, это эмоциональное выгорание. Так как деятельность работников социальной сферы основана на общении, они пропускают все через себя, сопереживают, сочувствуют, и это ведет к эмоциональному истощению.

И: — А что делать?

С: — Мы стараемся организовывать для сотрудников дни здоровья. Стараемся поддерживать благоприятный моральный климат в коллективе, создаем атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

И: — Есть ли вам, что добавить?

Ир.: — Да, я бы хотела рассказать о наборе на оздоровительную компанию. На дневное время у нас в центре открывается детский оздоровительный лагерь, попасть в него могут дети с 3-х до 18-ти лет. Набор начнется первого июня, более подробно можно узнать по телефону 6-59-91. Организована работа спортивных секций — футбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы, дартс, настольные игры, также организуется туризм. В отделении имеется комплекс медицинских оздоровительных процедур, витаминотерапия, закаливание и другие. Лагерь бесплатный.

С: — Я хотела сказать, что у нас также работает онлайн-консультирование через нашу группу Вконтакте. Все желающие могут задать вопрос нашим специалистам, не выходя из дома. Ну, а также приходите, мы рады всем.


Интервью: Инна Урман. Текст: Рита Власова. Фото: Екатерина Карелина.

Статья из КЧ №15 от 17.04.2019

  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.