Спикер думы Качканара хочет остановить строительство горнолыжного комплекса
Если горнолыжку построят, то грязные стоки с горы, по мнению спикера, потекут прямо в пруд. Тогда город может остаться без питьевой воды. В мэрии уверены, что опасения беспочвенны. /фото Елены Ходыревой |
Спикер думы Геннадий Русских хочет обратиться в правительство области с просьбой остановить проработку строительства горнолыжного комплекса. Для поддержки своей идеи он активно «вербует» сторонников среди работников КГОКа. Председатель уверен: если горнолыжку построят, то Нижневыйский пруд загрязнится, город останется без питьевой воды, а комбинат встанет.
Коммунальщики утверждают, что эти опасения беспочвенны, а кураторы туристического проекта считают, что это — очередной способ помешать им
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Первые конкретные шаги в этом направлении Геннадий Русских, не скрывающий своего скептицизма в отношении туристических планов мэра, сделал 15 марта. Он встретился с профсоюзным активом комбината, «двинул» серьезную речь о том, что Нижневыйское водохранилище (городской пруд у подножия горы) — основной источник питьевой воды, и резюмировал свою мысль предложением: обратиться в областное правительство и попросить вышестоящих коллег прекратить проработку строительства горнолыжного комплекса. Официальная причина — «в целях исключения образования факторов загрязнения источников воды». В переводе на нормальный язык это значит, что если горнолыжку построят, то пруд загрязнится и город останется без воды.
Сегодня в городе два источника питьевой воды — Верхневыйское водохранилище, откуда черпают воду для нужд качканарцев, и Нижневыйское, воду из которого выкачивает комбинат для своей работы.
Верхневыйское располагается за пределами города, причем большая часть водохранилища находится на пермской земле. Нижневыйское — это городской пруд, «обнимающий» южный склон горы Качканар. На протяжении десятилетий мы пили воду из Верхневыйского источника, однако природный катаклизм прошлого года — цветение водорослей и, как следствие, неприятный запах от питьевой воды — заставил власть искать альтернативный источник водоснабжения.
В качестве альтернативы выбрали Нижневыйское водохранилище — вода хорошего качества, ею уже несколько лет пользуется КГОК для хозяйственных и производственных нужд. Из этого пруда, по мнению чиновников, можно было бы черпать воду в пиковый период — когда, например, в Верхневыйском начнут цвести водоросли. Как только ситуация нормализуется и водоросли перестанут беспредельничать, то водозабор можно будет возобновить из прежнего источника.
Резерв Нижневыйского водохранилища — около 90 миллионов кубических метров воды. КГОК ежегодно забирает только треть запасов, которые восполняются с помощью ручьев и речек. Поэтому если город на месяц «присосется» к пруду, то водоем из-за этого не опустеет.
Чего боится спикер думы Геннадий Русских
Строительство горнолыжки на Северном склоне горы потянет за собой возведение гостиниц, магазинов, дорог. Спикер думы переживает, что стоки и грязь от этих объектов непременно потекут ручьем в пруд. Как следствие — пруд загрязнится, вода станет непригодной для питья, КГОК останется обезвоженным и производственный процесс встанет, а качканарцы в период цветения водорослей останутся без питья и будут вынуждены по опыту предыдущего года осаждать магазины города в поисках нормальной бутилированной воды.
Геннадий Русских, по чиновничьей привычке, аргументирует свое мнение громкими фразами вроде «от сохранения чистоты воды в Нижневыйском водохранилище зависит безопасность горожан», «нарушится экологический баланс», «мы потеряем источник чистой воды для пополнения водохранилища». Но одновременно с этим он объясняет свою позицию логическими связками.
По словам спикера, основной источник загрязнения пруда — это южное побережье, на котором расположен город. И Нижневыйское водохранилище, впитывающее в себя грязь от жизнедеятельности горожан, очищается только за счет чистой воды, которая поступает в водоем с северного побережья, заросшего лесом.
— Что если на северном побережье Нижневыйского водохранилища будет построен горнолыжный курорт с его хозяйственной инфраструктурой, дорожной сетью? Мы потеряем основной источник чистой воды для пополнения водохранилища. Из-за этого нарушится экологический баланс, качество воды ухудшится, и она станет непригодной для хозяйственных и питьевых нужд, — такую мысль попытался донести до гоковцев Геннадий Русских.
В качестве еще одной альтернативы, рассуждает спикер, можно рассмотреть строительство водопроводных коммуникаций в поселке Боровской (Пермский край, река Ис). Но воплощение этого проекта в реальность затянется на 10 лет — сначала нужно найти деньги, что практически нереально в условиях нынешнего дефицитного бюджета, затем провести проектно-исследовательские работы, и только после этого возможно будет приступить к строительству.
Плюс к этому, по мнению Геннадия Русских, забор питьевой воды для качканарцев и хозяйственной для комбината в районе Боровского повлечет за собой приличное подорожание тарифов по поставке холодной, горячей воды и теплоэнергии.
Обрисовав такую картину перед профсоюзниками, председатель думы резюмировал: нужно срочно обратиться в правительство области и остановить проработку строительства горнолыжки.
Скорее всего, для обращения к свердловским чиновникам, спикеру и некоторым депутатам, которые его поддерживают, нужно будет заручиться поддержкой населения. Мол, посмотрите, мы не собственные интересы отстаиваем, а защищаем жителей Качканара от грядущего питьевого коллапса. Возможно, именно поэтому дума организовала сбор мнений от качканарцев, чьи фамилии впоследствии могут лечь в основу депеши. Предложения от горожан будут принимать до 15 апреля, во второй половине месяца, вероятно, в правительство уйдет планируемое обращение.
О чем думает мэрия
Опасения — вполне логичные, признаются коллеги Геннадия Русских из администрации города, но немного преувеличенные.
— Если ничего не делать, просто построить несколько трасс и зданий, то пруд действительно будет загрязняться. Но если построить природоохранные дамбы, конусы, дренажные пояса и прочие специальные приспособления, то стоки никогда не попадут в Нижневыйское водохранилище. В проекте, естественно, все это предусмотрено — говорит замглавы по ЖКХ Владимир Зюзь.
Помимо этого, приводит он успокаивающие доводы, пруд — это большой живой организм, в котором происходит биологическое самоочищение воды.
По мнению Владимира Ивановича, гораздо серьезнее на сегодняшний день обстоит ситуация с Верхневыйским водохранилищем. Цветение водорослей, которое качканарцы прочувствовали на себе прошлым летом, произошло по нескольким причинам. Одна из них — активная вырубка леса в районе водоема.
Для того, чтобы сохранить его как питьевой источник, необходимо остановить вырубку деревьев. Но это, как ни странно, пока непосильная задача для местных и областных чиновников. Большая часть водохранилища находится на территории Пермского края, разрешение на рубку, преследуя экономический интерес для своей территории, выдают пермяки, а перевести часть водоема, из которого качканарцы пьют уже больше полувека, в собственность Свердловской области нереально — нужно будет менять границы, признавать неточными все карты, выпущенные прежде, издавать тысячи новых документов и карт. На это могут уйти миллиарды рублей.
— Деревьев нет, площади высыхают, вода впитывается в почву, а затем испаряется в атмосферу, грунтовые воды уже не образуются, — рассказывает главный в городе куратор коммуналки Владимир Зюзь. — Помните, какой мощной и полноводной река Выя была буквально 15-20 лет назад? Сейчас вместо нее течет ручей, больше похожий на мышиный хвостик.
Единственный выход из ситуации — перевести лес в другую категорию, по которой его уже нельзя будет рубить. Но разговоры на этот счет ведутся с 80-х годов прошлого века. В мэрии хранится толстая папка с документами, самые ранние из которых датируются 1980 годом. Письма в правительство и федерацию с просьбой перевести лес, кто только не отправлял: руководство КГОКа, главы и их заместители, лесничие… Однако ситуация до сих пор не разрешилась — за годы бесполезной переписки вырублено десятки тысяч деревьев, более того, пермяки продолжают выдавать разрешения на рубку оставшихся кусков леса.
По словам замглавы по ЖКХ, нынешний состав мэрии не оставляет надежд остановить вырубку деревьев и продолжает ежедневно работать в этом направлении.
Проект создания на территории Качканара туркомплекса, помимо главы, активно поддерживает его первый зам — Алексей Гаршин.
— Сделать это вполне реально, несмотря на скептическое мнение отдельных людей. Но любой негатив, который идет как от депутатов, так и со страниц газет, плюсов и очков, естественно, не добавляет. Он создает только проблемы, — прокомментировал Алексей Николаевич.
Несколько недель назад, по его словам, он присутствовал с проектом строительства горнолыжного комплекса на международной туристической выставке «Интурмаркет», которая прошла в Москве.
— Насколько возможно, мы продвигаем эту идею. Может быть, не так быстро, как этого хотелось бы, но шаг за шагом двигаемся к своей цели. На сегодняшний день мы входим в областную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма, информация о нас есть в Москве, в Ростуризме, в Министерстве туризма и спорта.
Елена Ходырева, 2-56-99
Вы неравнодушны к будущему города? Поддерживаете спикера или считаете, что строительство горнолыжного комплекса не отразится на качестве питьевой воды? Автор ждет ваших откликов. Пишите письма, отправляйте смс-сообщения.
Смотрите также:
— Прожект властей не станет реальностью
— Перестройка: туризм, новая дорога, мост через пруд и иностранцы
ничего бутылированую попьёс
Да при…. этот русских, скорее всего он американских, только палки в колёса и может вставлять, кто только этого … в думу выбирает !
Опять про горнолыжку Тут грейдер я разглядывал давеча, который в городе снег убирает, хотел найти на нем год выпуска)))))) Мне показалось, что он в войну был произведен))) Так и не нашел таблички, отвалилась, видимо)))
Блин, администрация…
Втихушку перевели водозабор на пруд, в который стекает куча фекалий с улиц города, в том числе, часть каналии (та, что выхлестывает из колодцев канализационных при их закупорке — бывает по нескольку раз в год в разных частях города) и молчок… А летом в нижневыйское вдхр еще и коровы бродячие залазят освежиться, и поверьте мне, пописать и покакать они не вылезают из воды — делают это в процечче купания.
Администрация города и мэр, пожалуйста, перестаньте поить нас помоями!!!
Дарёному коню в таблички не заглядывают *CRAZY*
Считаешь, что плох этот, купи и подари получше.
Кто кому подарил?! =-O
Кому подарить? %)
в начале 70-х(кто помнит,не дадут соврать)город несколько месяцев потреблял воду,когда-по слухам- в одной из ёмкостей,находился труп.и что?-сильно мутировали? а по поводу туркомплекса,хотелось бы послушать спецов,а не митингующих.
Ступил я что-то… =-O
Каких спецов??? Спецы настоящие все умерли уже!
Курорт и турзона… Сумасшедший дом какой-то((( У детей брошенных в роддоме пеленок нет, они трут за какой-то туризм!
Грейдер последний того и гляди развалится посреди Свердлова!
Хватит уже заниматься ерундой и морочить городу мОзги! Восьмую школу строят миллиард лет, а на Куршавель замахнулись.
honhor, дак Зюзь и есть специалист! Или вы в этом сомневаеесь?!
Вот типичный случай, когда хочется и чистой водички попить и с горки покататься. А может референдум, а? Да нет, страсти и так перехлестывают через край, просто попьем еще пару месяцев (правильно сказали) бутилированной и дружно продолжим внимать про то, как чиновники всех рангов не дают хорошим ребятам освоить несколько до ужаса не приличных цифр в денежном выражении, но для нашего же блага.
Да не понятны вообще надежды на какой-то мифический курорт на горе! Вон в Сочи похоронят/распилят миллиарды на покатушки одноразовые и что? Останется вся эта горнолыжная структура и кого она будет радовать за наши денежки? Какой идиот попрет в уральскую глушь кататся под трубами ГОКа по снегу, припорошенному шламом в 30 км от ядреного завода, когда к его услугам к тому времени будет модель швейцарии в масштабе 1:1 в заповеднике, с дорогами, аэропортами и прочим. Нет у народа рычагов, которые могут отговорить умников втаривать бабло в олимпиады, чемпионаты, горнолыжки.
А оно что, уже началось?
Началось-не началось, какая разница? А вот стрелочника, виновного в профуке кучи денег, выделенных на строительство лучше поискать заранее *CRAZY*
дороги всю зиму не чистят, комуналка в жо..е чего не коснись денег нет, а тут на тебе всё что хош, да это брет полный.Михалычу осталось мало, а дальше что опять роукс и поборы родителей, интересно сколько стоит этот горнолыжный спорт, и кто может позволить себе и своему дитя это занятие, И отдельно «браво» спикер мало видать гов..а попили, возмите Ёбург, вода вокруг города когда-то тоже была пригодна для питья.уничтожить не долго а что потом. МЕР ЗАЙМИСЬ ГОРОДОМ, ДЕЛ И В ГОРОДЕ МНОГО, ЗАЧЕМ ТЕБЯ ВЫБРАЛИ, ТЫ ЖЕ СЛУГА НАРОДА.
И председателю перестанет доплачивать евраз.
А если не построят — раскопают гору. И водохранилище всё равно загрязнится.
Ипредседателю — соответственно.
при строительстве города пруд был расчитан на 20000 жителей не более.Город то растет а пруд не расширишь. Кругом земля то Пермская и Туринская (речки в их владении) им тоже вода нужна! вот и надо беречь то что есть
вот тут в УРБК на глаза попалась информация для понимания темы местного туризма:http://urbc.ru/271356-inostrancy-o-turizme-na-urale-a-chto-yeto.html
Нет предвзятости в аргументации специалистов и можно предположить, что спустя … лет на всемирной туристической карте Урал начнет быть узнаваем.