Жизнь после развода

ЗАГС Качканара

Ежегодно в Качканаре разводятся больше 200 семей. Причины разные — расхождение во взглядах, измена, скупердяйство, алкоголизм или наркомания одного из супругов. Часто отношения портятся из-за пресловутого быта, когда любимые люди начинают ежедневно ругаться из-за «почему ты не помогаешь мне по дому» и «сколько можно сидеть за компьютером». После развода экс-супруги часто прекращают общаться друг с другом, через суд делят имущество и детей, превращаясь из бывших родственников во врагов. При этом каждый третий развод, рассказывают местные юристы, проходит со скандалом

«От бывшего мужа — третье сотрясение мозга»

34-летняя Алена находится на лечении в городской хирургии с диагнозом «сотрясение мозга». Женщина говорит, что это не первая травма головы, которую она получила от своего бывшего супруга.

В браке они прожили около четырнадцати лет, за это время в семье родилось трое детей — две девочки и мальчик. Самому младшему — всего три годика. Решение развестись, рассказывает жительница Качканара, она приняла из-за непонимания, царившего в семье.

— Он жил своей жизнью, я — своей. В последнее время начал выпивать часто, не помогал по хозяйству. Огород надо копать — он пьет, и так постоянно. У меня даже не было времени на себя, — лежа на больничной койке вспоминает молодая женщина.

Девять месяцев назад супруги, прожившие друг с другом четырнадцать лет, развелись. Начиная с этого времени, рассказывает жительница Качканара, поведение ее теперь уже бывшего мужа кардинально изменилось, он начал очень агрессивно себя вести. Сначала устраивал скандалы, во время одного из них, рассказывает Алена, он даже попытался ее задушить. Затем караулил около тех мест, возле которых она часто появляется — родительский дом, работа. При встрече постоянно нападал, толкал, валял по земле, оскорблял. Один раз, утверждает женщина, когда она шла по улице, он сделал попытку сбить ее на своем личном автомобиле. Присутствие рядом с бывшей женой кого-либо из общих детей его не смущало.

— Я боялась лишний раз выйти из дома. Родственники встречали меня с работы, провожали, лишь бы только он не попался нам по пути, — вспоминает события последнего года 34-летняя женщина.

Старший сын, проживающий после развода с матерью, также избегал столкновений с агрессивно настроенным родителем. По словам женщины, подростка провожали в школу бабушка с дедушкой, или он доезжал до образовательного учреждения на такси.

Действуя таким агрессивным способом, уверена Алена, бывший муж пытается воссоединить семью. По-крайней мере, говорит она, при первых нападениях он ей открыто предлагал вернуться, пугая, что иначе ее жизнь станет невыносимой.

— Говорил: «Вернись, вернись ко мне» и тут же угрожал: «Я тебе в морду дам». Мог подарить мне букет, а на следующий день извалять меня по земле.

Многочисленные обращения в милицию, по словам женщины и ее близких, не увенчались успехом — правоохранители ограничивались воспитательными беседами, после которых бывший муж все равно не прекращал нападки.

Последнее нападение, в результате которого Алена оказалась в хирургии с сотрясением мозга, произошло несколько недель назад. Утром она отвела младшего ребенка в садик. Как только вышла из-за забора дошкольного учреждения, увидела экс-супруга.

— Он без слов кинулся на меня, начал рвать на мне одежду, порвал золотую цепочку, потом начал бить кулаками по лицу, телу. Воспитатели и дети, которые находились в это время неподалеку, все это наблюдали. Я кричала ему: «Ну что ты делаешь! Поговори со мной по-нормальному», а он молчал и продолжал меня избивать, — рассказывает Алена.

После того, как он от нее отстал, женщина с трудом дошла до работы, надеясь, что со временем ей станет лучше. Однако руководитель, увидев, в каком состоянии находится его сотрудница — с синяками, кровоподтеками и затрудненной координацией — вызвал Скорую.

Сейчас Алена, спустя несколько дней после происшествия, с трудом разговаривает из-за травмы. Врачи говорят, что после наблюдения в хирургии ее переведут в неврологическое отделение для продолжения лечения.

За время совместной жизни супруги построили собственный дом в поселке Валериановск, после развода состоялся суд, жилье разделили в долях. Однако сейчас Алена снимает квартиру в поселке, в которой живет с двумя детьми, а дочь и бывший муж проживают в коттедже.

Женщина говорит, что не настаивает на продаже общего дома, так как понимает, что экс-супруг никогда не даст заключить сделку.

— Я готова отдать ему все, лишь бы только он отстал от меня, — признается она. Ее подруги, присутствовавшие при разговоре, сказали, что Алена уже хоронит себя, так как действия ее бывшего мужа становятся все изощреннее.

«Поделить дом не можем пять лет»

Коростелевы прожили в браке больше десяти лет. Четыре года назад они развелись. По версии жены — из-за отсутствия постоянного заработка у второй половины и постоянных похождений «налево». По версии мужа — из-за ложных «доносов» и отсутствия доверия друг к другу.

За время совместной жизни Наталья и Алексей Коростелевы приобрели в собственность частный дом в черте города, две машины (старый ВАЗ, который в последние годы не эксплуатировался из-за плохого состояния, и дорогую иномарку). При разделе имущества дом поделили пополам, старый автомобиль продали, вырученные деньги — пополам, дорогую иномарку — пополам, при этом в настоящее время ее эксплуатирует супруг.

Дальше, рассказывает Наталья, их отношения вступили в новую плоскость — как бы напакостить бывшей второй половине.

— Мы поместили в газету объявление о продаже дома с возможным обменом на благоустроенные квартиры. Покупатели нашлись сразу же, причем даже не одни. Дальше, как по волшебству, у мужа постоянно появлялись какие-то дела. Как раз во время сделок. То он в командировку на несколько дней едет, то домой ночевать не приходит, то день рождения у друга отмечает. Покупатели, естественно, не ждут. Их раз продинамят, второй раз кинут, тут им уже проще найти другой вариант, — рассказывает Наталья Юрьевна. — Такая история продолжается у нас на протяжении последних лет. Я настолько отчаялась, что в последние месяцы перестала подавать объявления о продаже дома.

При этом, по словам женщины, из-за проживания на одной жилплощади с бывшим супругом она не может заниматься личной жизнью:

— Несмотря на то, что мы в разводе, муж контролирует меня, как свою собственность. Следит, во сколько пришла, во сколько ушла, во сколько проснулась. Помимо этого постоянно возникают стычки, совместные обвинения в том, что один съел пол-батона колбасы, которую купил другой. Также наша семья числится в должниках — я исправно плачу свою часть за коммунальные услуги, а бывший муж игнорирует оплату коммуналки. В итоге, страдаем оба.

«После развода дружили семьями»

— Тридцать лет назад, когда я вышла замуж, то искренне думала, что это навсегда. В связи с этим запомнила один случай из молодости. В начале совместной жизни мы с первым супругом жили в типичном общежитии на «Первомайке», у нас только родился ребенок. И вдруг нас приглашают соседи — молодая пара — на какое-то торжество. При этом не конкретизировали, что за праздник намечается. Сказали: «Секрет». Мы на всякий случай купили коробку конфет, цветы. Заходим к ним домой и видим картину: накрыт праздничный стол, во главе которого торжественно сидят жених с невестой. Они открыли бутылку шампанского, подняли бокалы и сказали тост: «Ну все, мы сегодня развелись, получили свидетельство. Так выпьем за наш счастливый развод». Мы были в шоке. Помню, я тогда мысленно примерила ситуацию на себя и решила, что никогда бы так не смогла, — рассказывает Алевтина Артемьева.

Но как только их ребенку исполнился год, вспоминает Алевтина Николаевна, они с мужем разошлись. Конкретную причину женщина не называет, поясняя, что в любом недопонимании виноваты двое — «один не сказал, а другой не выслушал».

После развода, признается жительница Качканара, она, как и многие женщины в аналогичном положении, испытывала «страшенную боль и одиночество». Особенно, по ее словам, тяжело было по выходным, когда все знакомые шли гулять семьями. Тогда возникали комплексы, из-за чего любой взгляд со стороны разведенная женщина воспринимала как упрек.

Со временем обиды и гнетущее чувство одиночества притупились, душевной баланс удалось восстановить, уйдя с головой в работу. Со вторым супругом Алевтина Николаевна познакомилась спустя десять лет.

— И вот как-то бредем мы с ним домой. Рядом с нами остановилась машина, водитель говорит, мол, садитесь, подвезу. Мы сели, доехали, и уже на улице Артемьев (второй муж — прим. авт.) спрашивает меня, кто это был. Узнав, что это был мой первый муж, он очень удивился и даже слегка возмутился тому, что сел в машину.

Потом, вспоминает женщина, ее дочь от первого брака вышла замуж, родила дочку, и первый муж пришел с цветами поздравить с прибавлением в семействе. Так, за праздничной бутылкой вина, между двумя семьями наладились отношения. Знакомые, глядя на дружеские отношения двух мужей — бывшего и нынешнего — называли происходящее «Санта-Барбарой».

— Был как-то смешной случай. Я была на работе, вдруг в нашем кабинете раздался звонок. Коллега подняла трубку, а потом с улыбкой передала ее мне со словами: «Звонит вторая жена твоего первого мужа». Оказалось, она хотела попросить меня помочь ее сыну с учебой, — вспоминает Алевтина Артемьева. — Кстати, буквально вчера с ней виделись. Пообщались хорошо, душевно.

Опираясь на жизненный опыт, жительница Качканара, сохранившая дружеские отношения с бывшим мужем, уверенно говорит, что после развода супруги не должны беситься, втаптывая прошлое в грязь. Важнее, по ее словам, перетерпеть душевную боль и обиду.

— Ну, не сложилось. Но ведь никогда не знаешь, как дальше жизнь сложится. А бывший муж — уже не чужой человек. Помогать друг другу всегда надо. Ни в коем случае нельзя опускаться, так как вы только себе сделаете хуже.

При этом, Алевтина Николаевна признается, что каждая семейная история уникальна, и грести всех под одну гребенку нельзя.

«Не решат мирно — мучаются десятилетиями»

В практике местных адвокатов дела по разводам составляют треть от всех дел. Основные требования, которые бывшие супруги предъявляют друг к другу: раздел имущества и долгов, выплата алиментов, оспаривание отцовства, лишение родительских прав.

— Самый лучший выход из ситуации — это решение проблем мирным путем, потому что если стороны не решают разногласия мирно, вставляют друг другу палки в колеса, то, как показывает практика, бывшие супруги не решают эти проблемы до конца своей жизни, — консультирует юрист. — Это актуально, когда, например, супруги проживают вдвоем в однокомнатной квартире с долгом и никак не могут ее разменять. Если один из них заартачится, не захочет продать жилье и получить компенсацию, то оба могут мучиться десятилетиями.

Такие ситуации, по мнению юриста, часто возникают из-за того, что один из супругов неравнодушен к другому, несмотря на развод.

— Например, муж нагадил чем-то своей жене, что она его простить не может, или супруга нашла себе другого мужчину, теперь бывший муж не дает ей покоя, надеясь, хотя бы в суде встречаться почаще. Судя по практике, многие «вторые половинки» начинают вредничать. Например, у меня на днях была клиентка. Она вроде бы договорилась с бывшим мужем произвести размен квартиры, продать ее с доплатой, он согласился, мы подвели под это судебное решение, а в итоге муж отказался, ничем не мотивируя. Сейчас эта женщина не может ничего сделать. Суд тоже бессилен в таких случаях, так как у него нет полномочий принудительно лишить человека жилплощади без его согласия.

«Профилактика разводных конфликтов — брачный контракт»

Для «профилактики» последствий возможного развода, говорят юристы, полезно заключать брачный контракт. Если в других странах и крупных городах России это считается нормой, то в Качканаре «контрактников» — только единицы.

— У нас как: предложишь при заключении брака заключить договор, в ответ сразу услышишь упрек в меркантильности и недостаточной любви, — говорит Марина, клиентка местной юридической фирмы. — Зато потом страдаем по полной.

В брачном контракте, по информации юристов, можно заранее обговорить, каким образом в случае развода будет поделена жилплощадь, кому достанутся вещи, купленные в браке, кому отойдет автомобиль, приобретенный до брака, кто будет платить по ипотеке.

«Возраст, в котором чаще всего разводятся»

По статистике городского ЗАГСа, в Качканаре ежегодно разводятся более двухсот семей. С января по май этого года развелись 61 супружеская пара (в прошлом году разведенных было в два раза больше). Чаще всего разводятся люди, попадающие в возрастные рамки — 25-39 лет.

Также есть семьи, которые пишут заявления на развод, а впоследствии передумывают и забирают документы.

При этом, подчеркнула начальник ведомства Юлия Братчикова, браков по-прежнему регистрируется больше, чем разводов.

Фамилии героев публикации изменены по их просьбе.

Елена Ходырева

Как построены отношения в вашей семье? Приходилось ли вам переживать сложные периоды в семейной жизни? Как вы с ними справлялись? Почему, на ваш взгляд, браки все чаще распадаются? Как сохранить семью? Поделитесь своим жизненным опытом, возможно, он сохранит чью-то семью

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.