Лилипут из Качканара гастролирует с цирком по всему миру (видео)

Когда он учился в училище, его рост составлял 1 метр 18 сантиметров. Из-за этого его, потом студента-первокурсника, часто путали с первоклашкой. Во время обеденного перерыва однокашники носили его в столовую на руках — чтобы того не растоптали в толпе. Сейчас качканарскому лилипуту Ивану Юдину — 42 года, он работает в цирке и гастролирует со своими коллегами по всему миру

Иван сосредоточенно роется в ноутбуке — перебирает видеозаписи своих выступлений. Поиск вдруг прерывает писк уведомления — ему пришло новое письмо на электронную почту. Пишет кто-то из знакомых.

Современный компьютер и флэшка-модем, обеспечивающая постоянную интернет-связь, никак не вяжутся со скромной обстановкой однокомнатной «деревяшки» по Октябрьской. Здесь проживает Людмила Александровна — мать пятерых детей, четверо из которых — нормального роста, а один — не достигает и полутора метров. Ему и принадлежит эта техника.

Иван Юдин — симпатичный мужчина, с пирсингом в ухе и постоянной улыбкой на лице. Выглядит гораздо моложе своего возраста. По паспорту ему уже 42 года, а на вид не дашь больше двадцати лет. На вопрос: «Что самое главное в вашей жизни?», он, как и тысячи других людей, не задумываясь ответит — семья, работа. Но после часовой беседы с ним, понимаешь, что это далеко не так. Главное в его жизни — это маленький рост, из-за которого он комплексовал и переживал в детстве. Но который помог ему найти любимую работу и сегодня считает себя по-настоящему счастливым человеком.

Его рост — 1 метр 48 сантиметров. Причем, за последние двадцать лет Иван вытянулся почти на тридцать сантиметров — во время учебы в колледже он даже не доставал до плеча своим одноклассникам- тогда его рост был всего 1 метр 18 сантиметров.

У Ивана два цирковых номера — катание на велосипедах и выступление с дрессированными пуделями. Собак мужчина дрессирует самостоятельно

«Не трачу время на комплексы»

Маленький рост — не генетическое заболевание, а следствие родовой травмы. Людмила Александровна вспоминает, что ее вторые по счету роды были очень тяжелыми. При рождении маленькому Ване растянули спинной нерв. Из-за травмы в первые годы своей жизни он не мог самостоятельно поднимать руки. После интенсивной терапии двигательная способность конечностей была восстановлена, но проблема физического развития осталась — ребенок рос очень медленно.

Ваня всегда был намного ниже своих одноклассников. На всех школьных фотографиях его всегда ставили в первый ряд — во втором его было уже не видно. В домашнем архиве хранится черно-белое фото восьмого класса. На снимке — уже мужиковатые парни, девушки с оформившейся фигурой и Ваня, который больше похож на первоклассника.

Если сегодня, с улыбкой говорит Иван Юдин, он адекватно воспринимает уникальную особенность своей внешности, то в юности было все — и комплексы, и слезы.

— Со временем я понял, что нужно развиваться, искать свой путь. Тем более, как показывает практика, маленький рост — не помеха для достижения своих целей, — говорит уроженец Качканара. — Жизнь ведь у нас одна, поэтому нужно всегда продолжать жить, независимо от того, что случилось. Мой совет всем людям, рост которых 150-160 сантиметров: не тратьте свое время на комплексы!

Циркач должен не просто уметь кататься на одноколесном велосипеде, но и быть очень пластичным — в процессе езды нужно показывать различные трюки (Иван слева)

«Одноклассники носили в столовую на руках»

После школы Иван поступил в местное училище на слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры. Студенческую жизнь он сегодня вспоминает с ностальгией:

— Ребята защищали меня постоянно, не позволяли обижать. Помню, даже в столовую на руках носили — чтобы меня в толпе не затоптали.

На тот момент его рост был — метр с небольшим. Однако это не помешало ему закончить учебу, получить диплом и устроиться по профессии на местный радиозавод.

В цирк он, как сам говорит, попал совершенно случайно:

— Пришел как-то домой после очередной рабочей смены. Слышу, по радио зачитывают объявление — в Москве на работу в цирк принимают маленьких людей. Ну я и написал письмо. Даже не надеялся, что получу ответ.

Но ответ пришел быстро. Москвичи из российского государственного цирка пригласили 21-летнего качканарца на собеседование, после которого вынесли вердикт — на работу принят. На дворе был 1991 год.

— Когда я впервые оказался в цирке, то раскрыл рот от удивления. Раньше думал, что я один такой маленький, а когда увидел всех этих людей, то не мог поверить своим глазам.

Однако спустя год Иван уволился по собственному желанию. Говорит, что не сработался с руководством, в частности, ему не понравилось отношение к артистам.

Затем были два года безработицы и повторное трудоустройство на радиозавод. Потом, когда завод развалился, мужчина встал на учет в Центр занятости, откуда его направили на курсы обувщика. После этого он какое-то время ремонтировал на дому обувь.

Восьмой класс. Ваня, по сравнению со своими одноклассниками, больше похож на первоклассника

«Всё бросил и уехал»

Повторное возвращение в ряды циркачей произошло в начале двухтысячных. Знакомый обмолвился, что в Нижний Тагил на гастроли приехала труппа Московского цирка.

— Я все бросил и уехал, — вспоминает Иван события десятилетней давности. Тем более, добавляет он, на тот момент в цирке частично сменилось руководство.

Сначала он выступал только с одним номером — в качестве велофигуриста (катание на одноколесном велосипеде, выполнение разных трюков во время езды). Два года назад, в канун дня рождения Ивана, начальство сделало ему своеобразный подарок, предложив взять на себя еще один номер — дрессировку собак.

Первому мастерству, рассказывает качканарец, он обучался около полугода. Признается, что поначалу было очень трудно — необходимо было ежедневно учить свое тело гибкости, ловкости. Зато сейчас выступает на «автомате» и без сбоев.

— Ваня даже сегодня во сне говорил: «Раз, два, три, поехали!», — улыбаясь, вклинивается в разговор его мама Людмила Александровна

Сейчас основная сложность в работе, рассказывает циркач, — это дрессировка собак. В его «подчинении» — одиннадцать пуделей, которые похожи друг на друга как близнецы. Человек со стороны не отличит собак, а Иван может назвать каждую по имени:

— Это только кажется, что они на одно лицо. Для меня они — разные, у каждого свой характер, своя манера поведения. Это Рэд, там лежит Кони, а там — Мартин. Вот бежит Ричард, Оскар, вот Нинель — единственная девочка в команде.

Иван не только дрессирует и выступает с животными, но и ухаживает за ними, стрижет. В штате цирка есть ветеринарный врач, который всегда гастролирует вместе с труппой.

Работник цирка уверен, что абсолютно каждую собаку можно выдрессировать. Главное, по его словам, это подход и отсутствие злобы к своему питомцу. 11 пуделей, за которых он отвечает, работают на арене уже не один год. Иногда они позволяют себе полениться и тогда во время выступления происходят казусы — кто-то из собак может убежать к зрителям, а кто-то пробежать не полный круг, а только половину.

— Они чувствуют, когда выступление, а когда репетиция. Знают, что если будут «халявить» во время подготовки, то я могу на них наорать. И знают, что на «работе», перед зрителями, я никогда не повышу на них голос — этим и пользуются. С ними устаешь больше, чем на велосипедах, но мне это только в радость.

«С личной жизнью у меня все в порядке», — улыбаясь, говорит Иван. На снимке он со своей хорошей знакомой из Санкт-Петербурга. /фото из личного архива Ивана Юдина

«Я доволен жизнью!»

Несмотря на то, что на каждых гастролях Иван показывает одни и те же номера, работа в цирке ему не надоела.

— На работу хожу, как на праздник, — честно, без ухмылки, признается мужчина. — Это только с виду кажется, что все одинаково. Каждый месяц я вижу новые города, завожу новые знакомства, общаюсь с интересными людьми… В конце концов, после каждой своей рабочей смены я слышу громкие аплодисменты и смех людей!

Сегодня в коллективе «маленького отделения» государственного цирка — 22 человека, чей рост едва ли превышает 1,5 метра. Здесь собрались люди не только из России, но и Украины, Киргизии, Белоруссии.

Работа в цирке — официальная. У каждого есть трудовая книжка, каждый получает зарплату. Так, Иван Юдин, согласно документу, работает артистом-акробатом и дрессировщиком. Его зарплата — около 50.000 рублей. Раньше, по словам мужчины, заработок был почти в два раза меньше, но недавно цирковым работникам повысили оклады, плюс лично у него появился еще один номер.

В Качканар Иван приехал впервые за последние пять лет — чаще не позволяет плотный гастрольный график. На малой родине он проведет всего пять дней, после чего отправится «догуливать» свой отпуск в Санкт-Петербург, где живет его возлюбленная — женщина, имеющая очень маленький рост, диплом детского психолога и активную жизненную позицию. После свидания с любимой Ивана ждут гастроли в Кисловодске. Потом будут еще десятки городов, выступления и аплодисменты…

Иван Юдин уверен, что цирк, несмотря на технический прогресс, популярность интернета и 3D-кино, будет востребован всегда.

— Нашему цирку уже 70 лет. Бывает, и по 2000 человек собираем.

В скором времени руководство планирует отправить маленьких людей на гастроли за рубеж. Правда, в какую страну — пока неизвестно. Но точно не в Израиль — там российские лилипуты уже выступали.

Бросать цирковую работу, говорит Иван, он пока не намерен. В будущем, рассуждает циркач, он возможно уедет в Канаду — там у него живет подруга по переписке. С канадкой, которая также маленького роста, он подружился в интернете.

— Я очень доволен тем, как сложилась моя жизнь. Даже не предполагал, что смогу достичь подобного — ведь мне никто никогда не помогал.

Елена Ходырева

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.