Кому в России лучше, чем дома (репортаж)

«Таджикистан любим, а Россией — гордимся», — говорят местные узбеки

Они приехали в нашу страну на заработки, убегая от безденежья и безработицы. Теперь работают семь дней в неделю и отказываются верить, что в России трудно найти хорошую работу

В двухэтажном деревянном частном доме с нелепой крышей — суматоха. В одной из дальних комнат плачет новорожденный ребенок, откуда-то с улицы доносится мычание коров. Воздух пропитан запахом свежеиспеченных лепешек. Десятый час вечера, семья узбеков готовится к ужину.

Хозяйка дома со сложным для русского восприятия именем — Манзурахон — торопливо накрывает на стол, чтобы накормить уставших мужчин, которые только-только вернулись с работы. 46-летний глава семьи и хозяин дома, поправляя на голове тюбетейку, сразу предлагает называть себя Эдиком. Русские обычно несколько раз переспрашивают, как его зовут, и в итоге все равно называют неправильно. По паспорту он — Убайдулло Тухтасимович Курбанов. Для меня и прочих качканарцев — просто Эдик.

«Написал на картонке фамилию и вышел на улице»

Число жильцов дома время от времени меняется. Как только наступает теплый сезон, обитателей дома становится больше — на заработки в Россию приезжают знакомые главы семьи. С наступлением холодов многие из них уезжают обратно к своим семьям. Буквально на днях двое «палаточников» — парни, продающие овощи и фрукты в уличных палатках — вернулись на историческую родину.

Сейчас в доме осталось восемь человек: Эдик, также занимающийся овощным предпринимательством, три его сына, молодая сноха, новорожденный внук и два знакомых, которые работают продавцами.

Все они приехали в Качканар из Таджикистана, который почему-то принято называть солнечным. По-национальности они не таджики, а узбеки.

Эдика можно считать качканарцем — в городе он живет уже почти 17 лет. В России, как признается, оказался не из-за хорошей жизни.

20 лет назад, по его словам, в Таджикистане происходил жесткий раздел власти. Во время политической борьбы таджикские чиновники забыли практически обо всем, в том числе и о простых работягах. Крестьянам пришлось выживать самостоятельно, без поддержки государства. При этом каждому надо было на что-то содержать семью, которые по традиции были большими. Однажды за ужином Эдик поднял вопрос — а что если поехать на заработки в другую страну. Близкие его поддержали.

— Я решил поехать в Россию, потому что она мне ближе всего. Я ведь тут служил — в Калужской области, почти под Москвой. А русский язык выучил еще в детстве. Вы, наверное, знаете, что почти треть населения Душанбе — русские, — говорит Эдик.

Свой путь к другой жизни он начал с Москвы, потом попробовал обосноваться в Екатеринбурге, а в итоге оказался в Качканаре.

По традиции верующие узбеки должны сидеть за столом в тюбетейках

Семнадцать лет назад он провел в нашем городе всего одно лето — поработал сезон и уехал обратно на Родину, чтобы следующей весной вернуться назад, купить дом и остаться тут жить навсегда.

— Я поразился, когда приехал сюда в первый раз. Этот город не похож на другие. Здесь замечательные люди, изумительная природа. Самое удивительное, что соседи, еще плохо зная меня, сразу же начали приглашать попариться в баню, а если я отказывался, то обижались. Во многих городах побывал, но такого трепетного отношения к парилкам нигде не видел! Теперь, когда приезжаю на родину, всегда с гордостью рассказываю о качканарских людях и их гордости за баню.

Тогда, еще в советские времена, признается Эдик, он даже понятия не имел — кто такой частный предприниматель. Овощной бизнес начинал буквально с пустого места — написал на картонке свою фамилию, вышел на улицу и стал продавать прохожим овощи и фрукты. Только потом ему объяснили, что оказывается нужно оформлять документы, получать лицензию… Но, в первую очередь, нужно получить российское гражданство.

Сейчас, спустя годы, Убайдулло официально считается жителем России. И теперь, когда он приезжает проведать свою родню в Душанбе, ему приходится оформлять временную регистрацию на пребывание в Таджикистане.

Быт узбеков очень скромен. Основной упор в жизни они делают на работу

Глава узбекской семьи не верит, что в России невозможно найти работу

— Если ты трудишься, то и деньги зарабатываются. Если работать по восемь часов в день, по выходным отдыхать и просто лежать, то можно просто обанкротится. Я, например, стал частным предпринимателем, зарегистрировал свою фирму, официально устроил своих продавцов, плачу налоги в российскую казну. Я всегда занят, иногда даже не успеваю что-то сделать. Утром просыпаюсь и еду расставлять по городу овощные палатки, развожу фрукты и овощи по магазинам, возвращаюсь домой — кормлю коров, — рассказывает хозяин.

Скотину узбеки завели из рационального подхода к жизни — от торговли фруктами и овощами остается много отходов (что-то сгнивает, что-то теряет товарный вид), которые раньше приходилось выкидывать. Вывозить на мусорку товар, пусть и испорченный, Эдику было жалко.

— Например, привезут фуру арбузов. Хочешь, не хочешь, но полторы тонны боя там точно будет. Выкидывать — рука не поднимается. Ведь кто-то растил эти овощи, заботился о них, — говорит русский узбек.

Теперь испортившийся товар идет на корм скотине. Коровы, улыбаясь говорит Убайдулло, довольны. Благодаря этой находке у семьи всегда есть свежие молоко, сметана и простокваша.

Глава семьи гордится, что испорченные овощи теперь не приходится выбрасывать. «Бой» идет на корм животным, которые снабжают семью молоком

«Выкуп за невесту — деньгами или баранами»

Несколько дней назад в Качканар из Таджикистана прилетела жена Эдика. Причиной визита стала национальная традиция. 18-летняя жена их сына недавно родила первенца, и, согласно узбекским обычаям, свекровь должна провести рядом со снохой ровно три месяца — чтобы научить молодую навыкам уходу за младенцем.

— Жена сына — сама еще ребенок, поэтому ей нужна помощь. Да и мы хотим, чтобы наш внук вырос здоровым, — поясняет Эдик.

Национальные традиции — отдельная тема разговора. Глава семьи говорит, что не согласен с мнением русских, мол, что все обычаи — это какая-то древность:

— Мои знакомые до сих пор время от времени спрашивают: правда ли, что наши молодожены до свадьбы ни разу не видят друг друга. Но это не совсем так. Да, родители договариваются между собой, сватаются. Если ни одна из сторон не против этого брака, то молодым разрешается пообщаться, встретиться на свидании и понять, нравятся они друг другу или нет.

Времена, задумчиво произносит узбек, сильно изменились. Если раньше за невесту платили выкуп деньгами и баранами, то сейчас наоборот: отдаешь свою дочь замуж, а ей еще надо дать то приданое, которое потребует будущий зять: шторы, мебель — в общем, все, что пригодится в совместном хозяйстве.

Сразу после свадьбы жена уходит жить в дом к мужу. Считается, что если мужчина живет на территории ее родителей, то это стыдно и унизительно.

Еще одна традиция, которую узбеки очень чтут, это занятость женщин. Считается, что узбечки не должны работать. Их основная роль в семье — ведение хозяйства. Они прибираются, готовят еду, создают комфортные условия для своих мужчин.

Если супруги не сошлись характером, то допускается развод.

— Если честно, я не понимаю некоторых мужчин. Зачем ругаться и драться, когда можно расстаться по-хорошему? Как можно бить женщину, которая в разы слабее тебя? — изумляется Эдик, тут же поясняя, что лучше потратить эту силу на труд.

В прихожей дома разместился овощной и фруктовый склад. Это основной источник дохода большой семьи

«Плов едим руками. Зато не пьем»

Еще одна отличительная черта узбеков — вера. Мужчины регулярно посещают мечеть. Правда, женщинам вход туда запрещен, поэтому они читают молитвы дома. Узбеки рьяно верят в Аллаха и пять раз в день молятся.

Вера также обязывает их носить национальные костюмы в качестве повседневной одежды: дома мужчины надевают длинный халат и тюбетейку, которую снимают только при выходе на улицу — «чтобы не выделяться и уважать традиции местных жителей».

— Все взрослые мужчины носят дома тюбетейку, даже за столом это обязательно. У меня это уже на уровне подсознания: встал, умылся, надел головной убор. А сыновья еще только приучаются, — улыбается Эдик.

Женщинам, согласно вере, нельзя носить мини-юбки — одежда выше колен считается неприличной.

— Моя жена по сих пор и дома, и на улице носит на голове платок, длинную рубашку и обязательно штаны, которые шьет сама. Остальную одежду носить не положено, — поясняет мужчина.

При этом узбеки неукоснительно соблюдают некоторые запреты. Например, никто в семье Эдика, как и он сам, никогда не пробовал спиртное. Курить также запрещается.

— Когда я служил в армии, то пробовал курить. Но курево на меня почему-то неправильно действовало. Считается, что табачный дым расслабляет и успокаивает нервы, а у меня была обратная реакция — портилось настроение. Представляете, я даже один раз из-за этого подрался!

В доме, помимо семьи Курбатовых, живут их знакомые, помогающие торговать овощами

Про один из самых основных запретов — не есть свинину — знают многие. А каждый год узбеки, приверженцы мусульманской религии, строго соблюдают пост, во время которого есть можно только ночью.

— Вы знали, что если в России 365 дней в году, то у нас, по исламскому календарю, только 352? На 13 дней меньше! Число дней зависит от Луны, потому что началом каждого месяца у нас считается следующий день после новолуния. Получается, что от каждого месяца вычитается по 2-3 дня, — объясняет Эдик.

Узбеки очень гордятся своими национальными блюдами: самсой, мантами, лагманом, шурпой (что-то вроде супа), пловом, которые готовятся по традиционным рецептам.

— Кто не умеет готовить плов — тот не узбек, — шутит глава семьи. — Я угощал своих русских друзей узбекским пловом, так они сказали, что представить не могли, каким он может быть вкусным и рассыпчатым.

Кстати, плов едят руками. Сначала его перекатывают ладонью, прессуют, выкладывают в форме горки, а потом только едят. Вилки и ложки под запретом.

 

— Порой я так тоскую по родине, что сердце в груди сжимается, — вдруг говорит Эдик. — Сейчас у меня два дома. Только здесь — работа, а там — родина. Хочу ли я вернуться обратно в Таджикистан? У нас говорят, что дерево должно расти в одном месте, если его будешь постоянно пересаживать, то оно не вырастет и засохнет. Так и у меня, поэтому я остаюсь здесь.

Надежда Лесникова, фото автора


Смотрите также:
Откуда в Качканар везут овощи и фрукты

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар cosmopolit:

    по исламскому календарю, только 352? На 13 дней меньше!

    — ничё не понял, куда у них две недели каждый год пропадает?

  2. Аватар Xerps:

    Ты мусульманство прими,узнаешь.Или тебе,в синагоге неплохо?

  3. Аватар Суровый критик ваш:

    Порой я так тоскую по родине, что сердце в груди сжимается, — вдруг говорит Эдик. — Сейчас у меня два дома. Только здесь — работа, а там — родина. Хочу ли я вернуться обратно в Таджикистан? У нас говорят, что дерево должно расти в одном месте, если его будешь постоянно пересаживать, то оно не вырастет и засохнет. Так и у меня, поэтому я остаюсь здесь.

    А я тоскую по СССР((((( По интернационализму, а не мультикультурализму и толерантности западных колониалистов(((

    Сейчас еще всякие навальнотвари сеют рознь межнациональную!

    Так вот. Мир Вашему дому, Убайдулло Тухтасимович Курбанов. Мы- таки одна семья нормальных людей планеты Земля.

  4. Аватар cosmopolit:

    Херпс, это был риторический вопрос. Отвечать не нужно было.

    Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.