Около шести сотен квадратов на одно одеяло


Пошив одеяла занимает примерно один месяц

Первостроителю Качканара Нине Николаевне Новокшоновой 78 лет. С 1986 года она на пенсии. Но только в последние годы появились проблемы с ногами, и она почти перестала выходить из дома. Несмотря на это, она нашла для себя творческое занятие, которое не только помогает ей занять себя, но и приносит доход

— Детство у нас было трудное, я родилась в 1940 году, — вспоминает она. — Папа у нас в Нижнем Тагиле на заводе работал, ездил вахтами, а мы жили на Ису. Мама рано умерла, нас у отца осталось две девочки. В детстве приходилось вязать и пряжей заниматься. В Качканар я приехала в 1957 году сразу после восьмого класса, жила в палатках, первостроитель города. Мне даже семнадцати тогда еще не было. У нас на Ису производства никакого не было. Хотела продавцом там пойти работать, но отец сказал, что у него второй коровы нет, чтобы недосдачи за меня платить. Потом мне люди сказали, что за Валериановском открылась большая стройка. Я на грузовой машине поехала, автобусы тогда нас не возили. Какая же тогда тут природа была. Птицы пели постоянно. Это сейчас птиц почти нет в Качканаре, а тогда они пели везде. Черемухи везде полно было. Еще и музыка из репродукторов играла. Показали мне, где устраиваться на работу, и я пошла.

Нина Николаевна устроилась работать в бригаду маляров. Нужного образования не было, и ее взяли ученицей шпатлевать деревянные дома, которые строились на улице Качканарской. Одной из задач было замазать на стенах гвозди и швы, после чего красить стены внутри.


В начале 60-х она работала мотористом строительных машин

В Качканар продолжал приезжать народ, жилья на всех не стало хватать. Первостроители взялись за возведение первых общежитий по улице Мира. Нину Николаевну поселили в барак, комнату в котором она делила с семейными.

— Тумбочка и кровать — тогда это были все мои вещи. Парни нам из досок стол сколотили, мы все за ним кушали. Суп-пюре гороховый есть тогда любили. В него кипятка нальешь, крошек накрошишь и наелся. Потом стали в магазины привозить макароны с мясом. Они были недорогими и очень сытными. Зарплата у нас была примерно по пятьдесят рублей. В 1961 году я вышла замуж. Потом начали строить улицу Октябрьскую, а там, рядом, жили заключенные и солдаты, которые их охраняли. Сроки у заключенных были небольшие, в основном отбывали за хулиганство. Они дружили со многими нашими девчонками, никто никого не боялся. Некоторые в итоге даже поженились. Потом с одной приятельницей я пошла на курсы мотористов строительных машин. Два месяца где-то мы проучились. Образовалось строительное управление номер 3, СУ-3, и мы пошли туда работать мотористами. Потом пошла на курсы крановщиц, стала работать на башенном кране, строила первые садики и школы.


Нина с коллегой по работе, начало 60-х, улица Качканарская

В 1969 году Нина Николаевна вместе с мужем получила квартиру в девятом микрорайоне. К тому моменту у них уже было три сына. Получив квартиру в благоустроенном доме, Нина Николаевна перешла работать на комбинат, стала управлять мостовыми кранами. В основном это решение было вызвано нехваткой денег. В сорок пять лет по горячему стажу Нина Николаевна ушла на пенсию.

Сейчас свой досуг Нина Николаевна проводит за шитьем одеял и покрывал. Делает она это в классическом стиле — в клетку. Ткань нарезает квадратами и сшивает. Каждый квадрат имеет свой цвет и узор. Таким способом из сшитых вместе квадратов получает пестрое, разноузорчатое полотно.


Прежде, чем сшить одеяло, каждый квадрат нужно подобрать

Далее Нина Николаевна берет синтепон, вкладывает его между двух полотен и сшивает. Получается синтепоновое одеяло.

Появилось это хобби у Нины Николаевны десять лет назад. Натолкнуло на это занятие пенсионерку обилие старых вещей. За жизнь у нее накопилось немало старых платьев, которые были ей уже не нужны. Выбрасывать ткань было жалко, она решила из них что-нибудь сшить. Попробовала шить пододеяльники и занятие ей понравилось. Затем перешла на одеяла.

— Прочность таких изделий была сомнительна, одеяла рвались быстро, ткань-то изношена. Поэтому я решила использовать новую ткань из магазина.

В основном в производство идет ситец. Размеры ее одеял разнятся от самых маленьких для детей до двуспальных для взрослых. Часть работы Нина Николаевна выполняет на швейной машинке, часть — вручную.

— Все эти квадраты нужно разложить, подобрать, чтобы они по расцветке друг к другу подходили, — описывает процесс рукодельница. — Я первым делом сшиваю квадраты. Девять штук сошью в большой квадрат, а потом дальше подбираю. Раскладываю их в зале на ковре и переставляю местами так, как мне надо. Потом уже прошиваю их, наметываю, потом прошиваю на швейной машине. Около шести сотен квадратиков надо на одно полутороспальное одеяльце. Эта работа занимает месяц. Если бы постоянно этим занималась, получалось бы быстрее.

Синтепон, ситец , бязь она покупает сама.

— Бязь триста пятьдесят рублей стоит. Синтепон обходится в пятьсот рублей, плюс нитки. В общем, материалы на одно среднее одеяло стоят где-то тысячу рублей. Продавала знакомым за 2500 рублей, но мне сказали, что мало беру за такой труд. Потом стала по три тысячи брать. Детям своим двуспальные одеяла шила, с ними возни много, не знаешь, куда разложить. У меня от стенки до дивана в зале расстояние небольшое, там ходить негде. Поэтому не особо удобно двуспальные одеяла шить.


Заготовки рукодельница хранит в коробке

Сначала она шила только для детей и внуков, а потом стали просить и знакомые.

— Надо чем-то заниматься, вот и занимаюсь, — убеждена Нина Николаевна. — Летом раньше часто ходила за грибами и за ягодами. Газа раньше еще не было, все на плиточках отваривали. Надо было за ночь успевать все отварить, или грибы потом черви съедят. Весело было, без дела никогда не сидели. Муж у меня нормальный был, выпивал иногда, но меня никогда не обижал. В 67 лет он умер, пятнадцать лет назад. Я даже не думала, что так долго без него проживу. Видимо, все благодаря тому, что на месте не сижу, всегда что-нибудь делаю. Раньше у нас еще сад был, но как муж умер, я и сад продала. Сейчас только одеялами в основном занимаюсь. Подо мной еще соседка есть, часто просит сшить одеяла. Она после инсульта, тоже дома все сидит. Я ей посоветовала самой учиться шить. Говорю, порежь тряпочки и пальцы будут разрабатываться после инсульта. У нее руки не очень хорошо работают, но я ее заверяю, что она привыкнет. Потом она все-таки научилась. Сейчас тоже шьет помаленьку…


Иван Стрыков. Есть ли среди вас люди с интересным хобби?

Статья из КЧ №22 от 30.05.2018

  •  
  • 5
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.