«Нереализованный человек — грустный человек. Реализованный — всегда веселый!»

Ирина Хабибуллина
Ирина Хабибуллина в утреннем шоу «С той ноги!» /фото Екатерины Карелиной

Говорят, что молодёжь «уже не та», а ведущие утренней программы считают, что эти ребята (молодёжь) просто не встретили на своём пути Ирину Хабибуллину, педагога дополнительного образования Дома детского творчества. Они вместе обсудили, чем живет молодёжь Качканара, почему так модно играть в КВН, быть вожатым и многое другое

Инна Урман (У): — Ирина Валерьевна, мы знаем, что вы сейчас педагог дополнительного образования Дома детского творчества. Но многие ассоциируют вас с клубом «Бригантина». Вы же очень много лет там проработали. Сколько лет вы работаете с молодежью?

Ирина Хабибуллина (И): — В педагогике я с 96-го года. И буквально с 2000-х годов я пошла работать в клуб «Бригантина».

У: — То есть у вас там сразу началась работа с подростками?

И: — С малышами я работаю только в летних лагерях. Это тоже неплохо, но больше я тянусь к подросткам.

У: — А почему?

И: — Это уже взрослые люди, которые отвечают за свои поступки, которые могут предложить свои идеи, с ними очень интересно. На равных работаешь — как с товарищем, как с другом.

У: — А правда ли, что не чувствуешь свой возраст, когда работаешь с молодежью?

И: — Действительно, когда работаешь с молодежью, говоришь на их сленге, понимаешь их проблемы и молодеешь.

Екатерина Карелина (К): — А что у нас сейчас в «Бригантине»?

И: — Клуб с 2001 года перешел в структуру образования, относится к Дому детского творчества. А ДДТ в этом году 55 лет, юбилей. А «Бригантине» 33 года.

У: — Была когда то информация, пару лет назад, что «Бригантину закроют».

И: — Ну вот сколько, наверное, «Бригантина» стоит, столько и возникает этот вопрос — закрыть ее или не закрыть, нужна она или не нужна. У молодежи не так много мест, где можно собраться, интеллектуально себя развивать, где-то себя применять, репетировать, что-то познавать. Я думаю, что «Бригантина» нужна всегда. Была и будет. Там хорошие условия и большой зал со сценой. Там мы стали хорошо развивать КВН, именно по потребности молодежи.

У: — Основные ваши направления — это КВН и вожатская?

И: — Да, вожатское мастерство. То есть раньше я занималась руководством детскими общественными организациями, в котором тоже блоком были и КВН, и вожатское мастерство, и волонтерство, оно так и осталось. Пришли новые люди, точно также работают и развивают. Я ударилась в КВН, потому что с ним живу, в принципе, всю жизнь и наблюдаю за его развитием

У: — А развитие есть?

И: — Конечно, у молодежи новые интересы, новые шутки, новые актуальные темы. Поэтому он всегда молодеет и развивается. Сейчас я плотно занимаюсь КВНом, потому что, если обучать несколько команд, то очень сложно заниматься чем-то еще. С детьми участвую во всех акциях, которые предлагают город и молодежные организации. Мы не стоим в стороне, всегда, как говорится, в движухах.

У: — Набор в сентябре проводите?

И: — Конечно.

У: — Или, например, к вам просто пришли и сказали, мол, хочу. Так можно попасть?

И: — Здорово, если ребенок хочет, это первое условие. Если его привели родители и сказали, мол, занимайся, он посмотрит, посмотрит и, если это не его, то сразу уйдет.

У: — А вы сами играли раньше в КВН?

И: — Сколько себя помню. И в школе, и на заводе, в котором я начинала свою трудовую деятельность, ну и всегда душа просила

У: — Что вас привлекает? Хочется похохотать?

И: — Ну, я уж не такая хохотушка, конечно. Больше ценю хорошие, интеллектуальные шутки, чтобы был скрытый смысл, чтобы до тебя дошло, как говорится, вот это да, вот это кайф.

К: — А есть отличие нынешнего КВНа и того, в который играли вы?

И: — Наша страна ранее была более интеллектуальной. То есть это и литературные шутки, и исторические. Сейчас дети очень поверхностные. Сейчас им говоришь про дедушку Ленина, они глаза открывают и говорят — а это кто? То есть эти шутки уже не проходят с детьми, они ищут какие-то темы, которые на слуху, в интернете, в каких-то там новостях. Это грустно, потому что у них поверхностное знание каких-то хороших литературных произведений, исторических моментов.

У: — Это же у всех, не только у КВНщиков, такие шутки могут просто не зайти, как говорится.

И: — Я это прекрасно знаю, поэтому мы шутим только про то, что заходит. Поэтому мне тоже приходится смотреть, подстраиваться. В интернете смотреть то, что бы я не смотрела никогда. Но я должна быть на волне с подростками.

У: — Сколько у вас сейчас КВНщиков, команд?

И: — Я начала им заниматься лет 8 назад. И за это время у меня больше десятка команд. Кто-то играл 3-4 года. Самое хорошее время — год, они познают что-то, развиваются, начинают писать и потом уже пик. Вот такие команды как, допустим, «На диете», девчонки, первый состав. Потом ребята из «КМС», они пришли ко мне с 6-го класса. А сейчас — на втором курсе института. То есть они действительно прочувствовали этот КВН изначально.

У: — Они продолжают сейчас эту деятельность?
И: — Некоторые да. Те, которые писали, то есть научились писать шутки, научились сценарии писать. Они, конечно, востребованы у себя в институтах. Они продолжают каламбурить, продолжают что-то предлагать свое.

И: — Ну, вот Сергей Кузин, знаете такого, да? Он уже магистратуру заканчивает, но он все равно не бросает этот КВН. Он пишет, он хороший автор, музыкальные моменты сводит.

У: — Есть ли кто-то из ваших воспитанников, кто в премьере играет, в вышке?

И: — Вот до недавнего времени играл Алексей Лопатин, в вашем эфире был, да.

У: — На «Первом» канале был парень.

И: — В команде «Урал» вот Сергей Кузин, он хоть не в вышке, но в международной лиге, тоже одна из четырех хороших телевизионных лиг. То есть КВН — это все таки очень сложная работа и она требует очень много сил. Можно сказать, мозг не отдыхает никогда, в течение суток он работает и работает. Не многие могут идти на такие жертвы.

К: — Какой возраст, в основном, у ребят ваших команд?

И: — У меня программа начинается с 11-12 лет и заканчивается в 18. С этого момента ребенок хочет себя как-то реализовать. Родиться в обществе, поддержку получить от сверстников, поэтому это самый благодатный возраст.

К: — Вы с ними на каждое мероприятие ездите. Сколько в год у вас проходит таких выездных мероприятий?

И: — У взрослой лиги все начинается всегда с фестиваля. Фестиваль — это основа, где куча команд, где только визитки, их осматривают и дальше распределяют по лигам. На области всегда собирается около сорока команд и их распределяют в две лиги. Одна слабая, другая сильная. Я стараюсь вывести как можно больше команд, чтобы они посмотрели, как играть. Даже если чего-то не добились, они постоянно учатся. И где-то года через три становятся конкурентоспособными.

У: — Ну, хорошо. Вот они поиграли, допустим, в сильной лиге. Раз победили, два победили. А дальше?

И: — Выбор огромный. Ты можешь попроситься на любой фестиваль. Любую область. Мы с ребятами ездили в Анапу на международный фестиваль. Это самый высокий уровень. Конечно, глупо было бы думать, что мы победим там. Но плох тот солдат, который не желает стать генералом.

У: — Это дорого?

И: — Это недешево, но это стоит того. Во все времена, когда мы ездили, может это как реклама, но спасибо Евразу, они всегда помогают.

У: — Это не реклама, это реальные вещи, которые действительно можно говорить в эфире.

И: В принципе каждый раз обращаемся, и они помогают. Также предприниматели и родители. То есть это мероприятие, которое стоит того, тех денег. На одного ребенка это получилось за две недели 35000 рублей.

У: — Съездить на море гораздо дороже.

И: — Тут и море, и общение, и хорошее питание. Сам себя утвердил, пообщался со всеми, научился чему-то и на сцене постоял, сфотографировался — это здорово.

У: — Как попасть в команду КВН? Я хочу в команду КВН к Ирине Хабибуллиной, как попасть?

И: — Когда дети приходят, возраст я говорила, я всегда говорю, а ты не хочешь создать свою команду? Я их нацеливаю на то, что лучше своя команда, в которой вы будете вариться много лет, чем бегать из команды в команду. Когда дети собираются и приходят, я сразу вижу — кто лидер, кто может взять на себя какие-то организационные моменты. Ведь в команде КВН очень много обязанностей. Каждый должен заниматься каким-то своим делом. Самые важные в команде — это авторы.

К: — Можно ли научиться шутить?

И: — Чем я и занимаюсь. Первое, я учу детей, что такое шутка, из чего она состоит, как ее создать, потому что есть очень много способов пошутить. Или созвучие слова команды «Союз». Как они пели! Порвали зал. Созвучных слов ведь очень много. Их сначала выписываем, смотрим, что будет смешно, потом двойное значение слов. Ручка — ручка, коса — коса. С этого начинаем, с таких мелочей, чтобы они знали, из чего можно создать шутку.

У: — Господа, родители, если у вашего ребенка есть какое-то стремление, то помогите, отправьте. Может из него получится новый Миша Галустян.

И: — У нас юмор всегда был в стране, простые анекдоты. Есть тема Чебурашки и крокодила Гены, детские с бородой анекдоты. И про политику есть.

У: — Дети шутят про политику?

И: — Дети очень аккуратно должны шутить про политику, потому что у детей очень много тем, на которые запрещено шутить. Если это маленькие дети и они вышли в образе, допустим, президента и это хорошо получается, то народ воспринимает. Главное, знать рамки и не переборщить. Все нужно в меру.

К: — Если взрослые могут шутить, в принципе, на любую тему, то с детьми тут прямо обложили со всех сторон.

И: — Я же с Алексеем Лопатиным часто общаюсь, у них в эфир не все выпускают, отслеживают, чтобы это было не так скользко, не так черно. Ну, конечно, у взрослых больше тем для шуток.

У: — Сколько сейчас команд курируете?

И: — У меня сейчас пять команд, я начинала с одной, а потом чувствую, что народ тянется. Есть такой прецедент, что один человек сейчас есть в том же Сочи, Красная Фурия, она выступает, ей массовки помогают, но человек шутит один как стэндапер. Границ нет, главное чтобы юмор был хороший, чтобы люди смеялись.

У: — А в каких лигах они у вас сейчас находятся?

И: — Мы съездили в конце декабря на «Шарм», это областной фестиваль, и я свозила три команды, потому что даже в автобусы все не влезут, поэтому съездили три команды. Команда «Ближе к делу», девчонки, вошли в сильную лигу, а две команды «Девочки такие девочки» они вошли в чуть послабже. Если сильная команда вошла в слабую лигу, у нее больше шансов на победу.

У: — Это стереотип, что женщинам не место в КВН? Женский юмор очень специфический.

И: — Я думаю, что нет. Сложно, конечно, женщинам без мужчин, которые отыгрывают, но женские команды всегда привлекают кого-то со стороны. Хотя бы даже выходяшек, то есть мужчин. Потому что играть самим мужские роли — смотрится не очень, поэтому девчонки из «Ближе к делу», привет им, кстати, сами придумывают юмор, сами пишут, молодцы. Всегда привлекают кого-то из ребят.

К: — Получается, если мужчина переоделся в женщину — это смешно, а если женщина переоделась в мужчину — это уже не смешно.

И: — Сейчас запретили по этическим нормам мужчину переодевать в женщину, только если это не оправданно сюжет из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». Много диктуют условий.

У: — Я помню этих парней в обтягивающих купальниках. Это был треш, извините меня.

И: — Да, это Миша Глотко, тоже привет. Миша в этой борцовке, как борцы в этих купальниках. И ничего, и в высшей лиге. Миша был первооткрывателем.

У: — Вот так то, пускай знают, что самые креативные живут в Качканаре. А какие-то традиции или кричалки, может быть, есть у вас?

И: — Каждая команда внутри себя, как маленький коллектив. Команда — это команда, ну пусть даже разногласия бывают, но они должны быть как один организм. Конечно, у каждой команды есть свое что-то тайное, они перед выступлением и руки жмут, и обнимаются, и что-то говорят. Но, как говорится, их много — я одна, их всех не могу оббежать и услышать, что они там шепчут, но помогаю.

К: — У вас есть стандартное какое-то пожелание для каждой команды?

И: — Как обычно в КВНе — ни пуха, ни пера. Они меня часто посылают к черту. Я на это не обижаюсь, я очень рада.
Набор в КВН у меня в конце августа, в начале сентября. Многие отдают и в танцы, и в спорт, и в песни. А здесь все, такой симбиоз — и поют, и пляшут, еще и шутят. Поэтому посылайте детей, сами не приходите, пусть дети будут самостоятельными.

У: А вы следите за взрослым КВНом? У нас ведь есть взрослые команды, которые, допустим, на комбинате.

И: — Я с удовольствием прихожу первого апреля, с удовольствием смотрю, потому что вижу многих своих воспитанников, которые работают в ГОКе, которые сейчас на сцене, и очень радуется душа. Это и Леша Зотин, и Леша Пугачев, это все бриговцы, они все творческие. Вите привет, ты большой трудяга. Цените автора, который пишет хорошие шутки, бегите скорее к нему в команду.

У: — Мы плавно переходим к следующей теме. Это вожатская деятельность. Я вот помню, в моем детстве, тоже на базе «Бриги», были сборы в «Чайке», да и не только, сборы лидерские.

И: — Система сборов — самая действенная в воспитании. Начиная с городских сборов у нас в «Бригантине», АУМовские сборы, в области. Если человек хочет развиваться, он всегда найдет эти сборы. Жаль одного, что нет сейчас сбора «Росток», который проходил на протяжении пяти дней. И за пять дней дети очень сдруживались, узнавали новое, в день у нас бывало по 10-12 мероприятий. Дети настолько обогащались и учились на этих сборах, нужно это, конечно, возродить.

К: — Раньше ребята, которые обучались вожатскому мастерству, были помощниками вожатых в «Чайке».

И: — Сейчас лагерь справляется сам. В прошлом году был форсмажорный момент. Мы помогли и школам, и «Зеленому мысу», и тем, кто нуждался. Ребята без работы не остались. Скажу спасибо Евразу, они уже на протяжении 10-ти лет выделяют грант на трудоустройство подростков.

К: — Много ваших воспитанников стали вашими коллегами?

И: — Много. Вот буквально накануне 55-летия ДДТ мы провели мониторинг. Всем воспитанникам написала, все откликнулись, и получилось что из трехсот человек, которым написала, половина закончила педагогические учреждения. Работают по профессии.

И: — Работают еще человек 90, но в разных, конечно, городах и в разных направлениях, но база у них педагогическая. Все в один голос говорят, что очень помогли курсы, они уже знали возрастную психологию и педагогику.

У: — Вот эти конкурсы на лучшего вожатого, школы выставляют своего лучшего кандидата, что дает?

И: — Поднимают имидж вожатых, человек утверждается, что он действительно вожатый, все, кто помогает ему — это коллектив. Коммуникации, сплочение.

У: — А вы предлагаете вожатым, которые прошли этот курс, в финале поехать работать в лагерь престижный?

И: — Сейчас не могу сказать, сколько человек ездило. На память приходит Кристина Молчанова, она уже третий или четвертый год ездит в «Орленок» работать вожатой, и вот сейчас снова собралась туда. Она заканчивает что-то в музыкально-педагогической сфере, сказала — я нашла себя вот здесь.

У: — Ирина Валерьевна, может быть скажете какое-то обращение к молодежи? Тем, кто еще не примкнул к вашим рядам.

И: — Если вы чувствуете в себе силы организовать команду КВН, если чувствуете силы играть, организуйте, приходите, помогу, чем могу. Или просто ищите себя всегда, во всем, находите себя, это важно. Нереализованный человек — это грустный человек. Реализованный — всегда веселый.


Интервью: Екатерина Карелина, Инна Урман. Текст: Александр Бударев. Кого бы вы позвали в эфир? Предложите человека, позвоните на радио «Мастер» 6-102-8.

Статья из КЧ №06 от 13.02.2019

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.