Для строителей нового шламохранилища за сотни миллионов долларов построят поселок


Яков Чудаев рассказывает о грандиозном строительстве на территории комбината /фото Евгении Никишиной

Зачем потребуется 1500 человек и почему полученным песком можно отсыпать пляж

Яков Валерьевич Чудаев, руководитель проекта «Развитие хвостохранилища Качканарского ГОКа» (ЦХХ, 2-я очередь — прим. ред), рассказывает, что новая площадка по складированию хвостов будет располагаться в направлении к лесному массиву в сторону Нижней Туры.

— Размер будущей площадки составит несколько сотен гектаров, это сопоставимо с четвертью существующей площадки хвостохранилища. На ней будут складироваться хвосты — песок, оставшийся после извлечения металла из горной породы. Для этого будут использоваться новые, современные технологии.

Хвостохранилище ГОКа, склад песка и щебня — это строительный материал, из которого можно строить автомобильные и железные дороги, изготавливать бетон, железобетонные конструкции, асфальт и другие строительные материалы.

Технология складирования песков состоит из двух этапов. Первый — это сгущение. Пульпу в так называемых сгустителях обезвоживают до содержания 40% твердого вещества, 60% воды. Далее, гидротранспортом по трубопроводам, она большими насосами перекачивается в новую пульпонасосную станцию.

Там начинается второй этап обезвоживания. В пульпонасосной станции находится специальное оборудование — гидроциклоны, они разделяют пульпу на две фракции, крупную и мелкую, и распределяют ее на два потока.

— Крупные пески с содержанием твердого вещества 60-65% укладываются в новый отсек, остальная обводненная часть с мелкими частицами уходит в существующее хвостохранилище и там обезвоживается естественным образом, путем отстаивания. В новом отсеке будет храниться полностью обезвоженный продукт, воды практически не будет, она будет уходить в специальную дренажную систему и далее возвращаться дренажной насосной станцией на обогатительные фабрики.

Он говорит, что для транспортировки сгущенной пульпы на новую пульпонасосную станцию будут использоваться трубопроводы, футерованные полиуретаном, это материал, который слабо поддается износу от движения пульпы, обладающей высокой абразивностью. Это позволяет сократить затраты на замену пульповодов и уменьшить энерго-потребление насосного оборудования.

— Пульпа будет в них скользить, как по маслу. Такие трубы уже используются в ГОКе, экспериментальный пульповод смонтирован в рамках реализации первой очереди проекта ЦХХ. Во второй очереди будут использоваться такие же трубы только в большем количестве, около 15-ти километров.

По словам менеджера проекта, насосы, которые были установлены ранее в существующих насосных станциях, уже заменены на более мощные.

— На действующих пульпонасосных станциях мы смонтируем высоковольтные частотные преобразователи, которые позволят этим насосам осуществлять разгон насосов так, как нам необходимо для соблюдения всех требуемых технологических параметров транспортировки пульпы.

Яков Чудаев не оставляет в стороне вопросы экологии и безопасности.

— Пыления от складирования хвостов практически не будет. Откосы хвостохранилища и дамб, которые будут сформированы, мы защитим переходными защитными слоями из крупного щебня и скального грунта из отвалов, обеспыливание площадных участков мы обеспечим оросительной системой водяного пылеподавления.

Пыление с откосов дамб исчезнет полностью. Проектом предусмотрена реализация пылеподавляющих мероприятий. По всему периметру хвостохранилища будет смонтирован водовод с оросительной системой, это, по сути, ежедневный искусственный дождь в теплое время года.

Также будут внедрены новые технологии по мониторингу состояния гидросооружений хвостохранилища с обработкой на специальных компьютерных программах.

— В период эксплуатации в специальные скважины установят высокоточные приборы — инклинометры, которые будут показывать смещения дамбы в ту или иную сторону, также на хвостохранилище будет реализовано развитие системы пьезометрических скважин, обеспечивающих мониторинг обводненности насыпей, а специальная компьютерная программа будет выполнять накопительный сбор и анализ данных. В итоге, в онлайн режиме мы увидим любые изменения, сможем оперативно принимать необходимые меры.

Кроме того, все насосное оборудование будет обеспечено датчиками контроля и автоматизированной системой управления.

Он уверен, что вероятность аварии на сегодня равна нулю.

— Хвостохранилище растет в высоту, нужны насосы мощнее, тратится больше электроэнергии, раньше технология предприятия не позволяла этого делать. Три специализированные организации провели различные расчеты на устойчивость существующего гидротехнического сооружения, все они пришли к выводу, что наращивать можно выше, этому ничего не препятствует. Заложенные в проекте решения, позволяют улучшить надежность гидротехнических сооружений более чем в 50 раз.

На сегодня уже закончена стадия проектирования, начинается стадия общественных слушаний и дальнейшее прохождение государственных экспертиз проектной документации с получением положительных заключений.

— Планируем начать строительство ближе к концу текущего года. Строительство первоочередных сооружений, дренажных насосных станций — это задачи экологического направления. Решаем проблемы с водой, строим ряд дренажных насосных станций. В первую очередь будет строиться большая станция глубинного дренажа, это скважины до 80 метров с погружными насосами, они будут перехватывать из существующего хвостохранилища фильтрующую воду. То есть мы не будем терять фильтрационную воду через ограждающие дамбы, а будем ее перехватывать и возвращать обратно в технологический цикл предприятия.

Проект ориентирован не только на поддержание жизнедеятельности предприятия, он направлен, в том числе, на решение экологических проблем.

— Хвосты полностью безопасны, это подтверждают независимые экологи и ученые. Их класс опасности пятый, самый низкий, тогда как, например, класс опасности обычных бытовых отходов четвертый, что существенно выше.

Яков Чудаев акцентирует, что любая большая стройка — это появление большого количества людей.

— Для любого города это развитие. Возникает потребность в различных сферах услуг, появятся новые рабочие места, город только выиграет. Придут люди, будут зарабатывать деньги и тратить их, может кто-то захочет остаться. В процессе стройки будут возведены новые объекты, которые нужно будет эксплуатировать.

Менеджер проекта рассказывает, что технология сгущения заменила традиционный способ транспортировки и укладки хвостовой пульпы во всем мире, наше предприятие отличается объемами складирования и большой крупностью песков, в этом новизна нашей технологии и принятых решений.

— Есть схожие технологии более мелких масштабов, но именно в таком объеме — это уникально, в мире такого нет.

— Возвращаясь к безопасности и экологии, обозначу, что технический надзор за строительством подобных сооружений будут проводить не только авторы проекта, служба заказчика и государственные структуры, но и независимые специализированные компании.

— Мы не будем просто верить информации производителей работ и строительных лабораторий подрядчиков, «что мы построили хорошо». Мы дополнительно еще это проверим — привлечем независимую строительную лабораторию.

Он рассказывает о квалификации специалистов технического надзора заказчика.

— Они все обладают аттестацией в области строительного контроля, а именно — специалист имеет высшее образование в строительной сфере, общий строительный стаж занятости сотрудника в строительной сфере более 10-ти лет, специалист проходит повышение квалификации в части технического надзора каждые пять лет.
Яков Чудаев уверен, что новый объект полностью безопасен.

— Пески хвостохранилища абсолютно безвредны, в процессе обогащения железной руды каких-либо химических реагентов не применяется. Это исключительно физический процесс — магнитная сепарация. Мощные магниты вытягивают все железо из мелко раздробленной руды, а пустая порода транспортируется в хранилище.

— Пятый класс опасности, это самый минимальный. Это не отходы, это песок и щебень. Если посмотреть, из этого песка можно пляж формировать, чтобы люди могли купаться, дорожки в саду посыпать. Это обычный промытый песок и щебень.

Статья из КЧ №07 от 24.02.2021

  •  
  • 11
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар kroxa:

    Ах какая статья, всё в розовом цвете ( или зелёном)…всё будет хорошо, всё прошло экспертизу. В результате сотни гектаров леса будут уничтожены. между прочим дерево до взрослого состояния растёт не один десяток лет. В высоту шламохранилище можно ещё наращивать, все расчёты произведены ( лишь бы произведены были правильно). помню тоже самое говорили, когда дамбу хламохранилища прорвало….Только вот не знаю, ответственных тогда нашли или нет. Новые рабочие места…..Ждём гастрабайтеров. Благодарая новым технологиям, наверное можно безопасным сделать не только будущие отходы, но но и нынешнее хламохранилище, однако в статье говорится только о том, что будущее место под шламы, безопасно. Про нынешнее молчок. поглядим черз два три года, что будет.

  2. Аватар Иван Канисев.:

    Не ясно одно, в городе люди не могут найти работу, а тут ЕВРАЗ планирует привезти на работу гастарбайтеров. При этом потратить на это сотни миллионов рублей им на жилье. Однако сильны планировщики в ЕВРАЗе!

  3. Аватар Иван Канисев.:

    Еще меня удивляют претензии ЕВРАЗа к буддистам, что по их данным, вроде бы спилили несколько деревьев для того, чтобы согреться в наши холода. Ведь сам ЕВРАЗ, если даже мы посчитаем по 1000 деревьев на один гектар, уничтожит их сотни тысяч. За просто так, под отходы.

  4. Аватар Наблюдатель:

    Для строителей нового шламохранилища за сотни миллионов долларов

    — маловато будет…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.